Запомнить меня

Под стук колес

Под стук колес

А знаете ли вы, что средний пассажирский железнодорожный состав из десяти вагонов «тянет» с собой еще порядка шести тонн угля? Или то, что под вагонами во время движения поезда проходит напряжение три тысячи вольт? Или о том, что у проводников есть особое место, где можно задобрить вагонного (это вид домового)? Или...

Впрочем всего этого не знала и я, пока не примерила на себя профессию проводника пассажирского железнодорожного состава. Но обо всем по порядку.

Место встречи

Перефразируя известное изречение, скажу: плох тот журналист, который не добудет материал в любой ситуации. Вот и я, возвращаясь из командировки на поезде дальнего следования, решила разузнать побольше о профессии проводницы.

Ирина ― молодая, хрупкая девушка. За несколько часов пути я уже отметила для себя: она всегда приветливая с пассажирами, ответственная. Поэтому не сможет отказать мне в просьбе и обязательно поделится тайнами своей профессии. Так оно и произошло.

Она приглашает меня в свои владения ― в крошечное купе, место проводника, где имеются столик и большой щит с различными кнопками и лампами.

Ирина наполняет стаканы чаем и приглашает к столу. Так под размеренный стук колес поезда начинается наш разговор.

Романтики с большой дороги

По образованию Ирина медицинский работник. Однако последние семь лет работает проводником. Как так получилось?

- Наверное, судьба, - потягивая чай, отвечает собеседница.

- Потянуло на романтику? - спрашиваю ее.

- Романтика была лишь в самом начале. Это только кажется, что мы можем посмотреть на всю необъятную Россию (хотя я и сама так когда-то думала). Объехать ― да, а вот увидеть удается только вокзалы да маленькие ж\д станции, пейзажи через окно купе: бескрайние поля, степи, реки, которые мелькают как кадры из давно заученного диафильма.

Одно могу сказать ― в нашей профессии нет случайных людей. Работают проводниками, как правило, либо жены железнодорожников, либо разведенные барышни, либо одинокие мамы. Приходится выбирать между заработком и семьей.

Хотя иногда случаются и браки с пассажирами. Влюбится какой-нибудь Иван в нашу красавицу, пять дней пути обхаживает, встречает потом на вокзале в своем городе, приходит увидиться хоть на пять минут. И все ― через время они ― муж и жена.

Не отвлекаемся!

Наш разговор прерывает стук в дверь.

- Девушка, можно два чая и кофе в третье купе?!- то ли спрашивает, то ли утверждает солидный дядечка.

- Конечно! - как всегда с улыбкой произносит Ирина.

Я вызвалась помощником. Сделать чай и кофе ― несложно. А вот донести кипяток в купе до клиента в движущемся поезде ― задача не из легких.

- Это с непривычки, - видя мою неуклюжесть, замечает Ирина. - Ты посиди, я сейчас вернусь...

А вот и Ирина. Разговор продолжили на тему: какие пассажиры бывают.

- Ой, да самые разные. К примеру, сейчас мы едем уже пятые сутки (ровно столько длится маршрут поезда Иркутск-Анапа). Выучила каждого пассажира в своем вагоне. Большинство относится к проводникам по принципу «принеси-подай-убери». Но есть и хорошие. Особенно пожилые. Они всегда пытаются чем-то угостить, называют Ирочка, говорят «пожалуйста» и «спасибо».

Самые «страшные» путешественники ― пьяные люди. Очень обидно, когда такой кавалер вваливается к тебе ночью в купе и требует оказать интимные услуги. Они уверены, что раз мы далеко от дома, то значит доступны для всех. Приходится звать на помощь напарника и отбиваться уже вдвоем. Еще они жуткие неряхи. Убирать за ними ― дело не из приятных. Но такова наша работа. Вот и выполняем свои обязанности.

За 12 часов пути

Проводники в вагоне работают впаре, меняются через 12 часов. Обязанности делят поровну. Так что же они должны делать?

- Обязанности проводника РЖД, работающего в пассажирских вагонах, можно, по сути, охарактеризовать коротко ― обеспечение максимального комфорта пассажиров в течение всей поездки, - рассказывает Ирина.

- Ну так какие сложности? - говорю я. - И надо то всего лишь проверить билеты при посадке, выдать постельное белье, пару раз в день пройти по вагону, предлагая пассажирам чай-кофе, и все.

- На самом деле это совсем не так, - поясняет проводник. - Мы имеем четко установленный и довольно обширный список функциональных обязанностей, связанных не только с обслуживанием пассажиров, но и с поддержанием чистоты и температурного режима в вагоне и т.д.

Итак, в чем же заключаются обязанности проводника пассажирского вагона в пути следования? Ирина, недолго перебирая какие-то бумаги, протягивает документ. Хочется коротко привести то, что написано в нем черным по белому.

Обязанности проводника в пути следования:

...предоставление пассажирам (по требованию) таких вещей, как щетки для одежды и обуви, настольные игры (шахматы, шашки);

предоставление возможности зарядки мобильного телефона;

предоставление горячей и холодной (питьевой) воды;

вызов официанта из вагона-ресторана для принятия от пассажира заказа на питание;

поддержание в вагоне тишины и общественного порядка в ночное время;

побудка пассажиров минимум за 30 минут до их прибытия на станцию следования.

Помимо этого проводник должен постоянно следить за состоянием вагона и тамбуров, а именно:

...осуществлять сухую и влажную уборку в вагоне не реже одного раза в 12 часов;

убирать в туалетах и тамбурах не реже одного раза в 6 часов;

собирать и выносить мусор на технических станциях;

перед прибытием на каждую станцию протирать в тамбуре поручни...

Но и это еще не все. В зимнее время обязанности проводников пассажирских вагонов дополняются такими пунктами, как поддержание в вагоне оптимального температурного режима; регулярное очищение от снега и льда тамбуров; промывание кипятком (с целью размораживания) сливов унитазов и умывальников; очищение от наледи заправочной трубы (перед каждой заправкой воды), ходовых частей вагона и многое другое.

Пойдем, покажу...

Мы выходим в тамбур.

- Знаешь, что в этих карманах? - спрашивает Ирина.

- Нет.

- 600 килограммов угля. Если напряжение упадет ниже трех тысяч вольт, я должна буду поддерживать тепло в вагоне старым способом: подбрасывать этот уголь в топку.

- Но это же тяжело...

- Конечно. А знаешь ли ты, что ступень, которую с легкостью откидывают проводники в вагоне для входа-выхода пассажиров весит полцентнера? Хочешь попробовать?

Отказаться я не могла. Поезд как раз начал тормозить перед очередной станцией. Вывеска на вокзале гласит: «Сальск».

Мы стоим в тамбуре и ждем пока остановится состав. За нашими спинами уже толпятся курильщики. Всем охота побыстрее вырваться на свежий воздух, чтобы глотнуть табачного дыма. Ведь в поездах сейчас курить запрещено.

- Пожалуйста, не торопитесь! - громко старается произнести Ирина. - Все успеют, стоим 30 минут...

Поезд останавливается. Ирина подталкивает меня вперед и предлагает поднять ту самую ступень. После короткого инструктажа стараюсь следовать всем пунктам. Ох, и нелегкая эта работа! Эта ступень весит ровно столько, сколько и я. Кто кого? На помощь пришла Ирина и дело пошло быстрее.

Едем дальше

Курильщики занимают свои места в вагоне, поезд трогается, наша беседа продолжается.

- А расскажите что-нибудь интересное, - прошу проводницу.

- Про приметы знаешь? Тогда слушай. Если проводникам снится, что они опаздывают на свой поезд ― это к хорошему. В коллективе нельзя говорить последний вагон, последний рейс ― это к плохому. Нельзя ругать свой вагон, каким бы древним он не был. Запрещено класть ключи на стол ― это к ревизорам.

Если первый в вагон при посадке заходит мужчина ― благополучие, женщина ― перепалки могут в пути возникнуть. В случае, когда можно выбрать первого пассажира, всегда мужчину первым пускаю в вагон.

Найденные в вагоне монетки надо ссыпать в угол рабочего купе, чтобы деньги водились.

А еще в каждом вагоне живет свой домовой, как мы его называем вагонный. Проводник ежедневно ходит его подкармливать или кладет денежку. Место это известно только нам и скрыто от посторонних глаз.

- А долгие дни в пути не сказываются потом на здоровье?

- На здоровье нет, а вот на привычках ― да. Если я иду в рейс на десять дней, то потом в первые ночи дома подскакиваю от каждого шороха с мыслью о том, что в каком-то купе нарушают покой остальных пассажиров. А еще, иногда дома пытаюсь нажать на педаль унитаза.

Первое время тяжело перестраивается организм при смене часовых поясов. В этом рейсе, к примеру, я их сменила пять. К десятому дню, пока доедешь обратно, мозг живет по сменам, по 12 рабочих часов.

Дом

А вот и станция Ея. Наконец-то я дома. Прощаемся с Ириной, как с давней знакомой. До конечной точки им ехать еще около 12 часов. А потом у Ирины все начнется сначала: новые пассажиры, пять дней пути, смена часовых поясов, требования «принеси-подай»...

Желаю своей новой знакомой (по правилам железнодорожников) «зеленой» дороги, названной так из-за цвета светофора, и счастливого пути. А вам, дорогие читатели, хочу сказать: не стоит обижаться, если проводник вагона не успевает моментально выполнить ваши требования, возможно в данный момент у него просто не хватает на это времени.

Фото автора.

Joomla SEF URLs by Artio