«Недавно мне приснился мой брат, погибший в Чечне 21 июля 1996 года. Владимир стоял на пороге родительского дома, и лицо его светилось счастьем, оттого, что, наконец-то, вернулся с войны – живой! Правда, почему-то он молчал. А мне так хотелось услышать родной голос. Потом вдруг я подумала: надо скорее сообщить радостную новость нашим родственникам и друзьям. Пусть все знают, что Володя не в списках погибших солдат – он здесь, передо мною, такой же красивый и веселый, как прежде. Следом за этой мыслью мелькнула другая: нужно сходить к мемориалу и снять с обелиска фотографию брата. Зачем она там, если он не умер?
На этом мои размышления прервались: я проснулась. И сердце так сильно сжалось, будто его вырвали, а затем бросили из жаркого огня в леденящий холод. В памяти начали всплывать события пятнадцатилетней давности...».
Так начался наш разговор с Ириной Александровной Рощупкиной – сестрой погибшего Владимира. Ей казалось, что, поделившись с кем-то своими душевными переживаниями по поводу увиденного сна, ей станет легче. А еще она искала объяснение тому, почему это случилось именно в преддверие памятной даты – 15 февраля, словно это был какой-то знак.
Я попросила Ирину Александровну рассказать о ее брате: каким он был человеком, чем интересовался, как относился к службе в армии.
- Родился мой младший брат, как и я, в станице Новопокровской. Учился в средней общеобразовательной школе № 2. Он был добрым и тихим мальчиком. Всегда отзывчив и уважителен по отношению к старшим. Умел дружить и ценил настоящую дружбу. Много читал, особенно любил книги о войне. А главным его увлечением был спорт, точнее, разные силовые виды: бокс, гири, борьба. Думаю, брат целенаправленно готовил себя к службе в армии. Для каждого юноши, считал он, это хорошая школа жизни, и ее надо пройти.
Получив аттестат зрелости, Владимир устроился работать на элеватор. Вскоре военкомат направил его в автошколу города Тихорецка на курсы водителей. Учеба давалась брату легко, поскольку его всегда тянуло к технике. Вот только не знал он на тот момент, что закреплять полученные навыки вождения машины «Урал» ему придется не в мирной службе...
31 мая 1995 года наступил долгожданный для Владимира день призыва в армию. Потом – «учебка», а после брата направили в расположение воинской части.
В том же году Владимир оказался в Чечне. Участвовал в боевых действиях, будучи в составе 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Каждый день для нас проходил в ожидании каких-либо вестей с юга. На сердце постоянно было тревожно.
И вдруг телефонный звонок. «Погиб, - сообщил мужской голос на другом конце провода, - при выполнении боевого задания...».
Произошло это 21 июля 1996 года под чеченским селом Ведено. Отряд Владимира попал в засаду, устроенную боевиками. Брат получил тяжелое ранение. Через три часа он скончался.
За верность воинскому долгу, отвагу и смелость Владимир награжден Орденом Мужества. Посмертно.
Признаться, все эти годы я не перестаю думать о том, что слова «так распорядилась судьба» слишком жестоки и что, не окажись Владимир под недобрым чеченским небом в июле 1996-го, семья не потеряла бы дорогого сына и брата. А ведь сколько их еще, таких же молодых ребят, не вернувшихся с той жестокой войны?!
Своими мужеством и волей, проявленными в сражениях с боевиками, десантники доказали умение российского солдата воевать. И для нас, их сестер, отцов и матерей, они навсегда останутся жить: в рассветах и закатах, в сиянии звезд и шелесте листьев, в нашей памяти…
На снимке: рядовой Владимир Рощупкин (фото из семейного альбома).