В конце прошлого года по центральному телевидению прозвучало сообщение о том, что в городе Пскове будет установлен памятник в честь погибших летчиков. На постаменте поставят самолет, который во время Великой Отечественной войны в ходе боев был подбит и упал в болото, а недавно поднят на сушу.
Мне позвонила Галина Анатольевна Крыштопа – дочь ветерана войны Анатолия Трофимовича Огнева, проживающая в поселке Малокубанском, и рассказала о военных летчиках – однополчанах отца.
...Мы знали Анатолия Трофимовича как лучшего в совхозе агронома, честного, самозабвенного и трудолюбивого человека. О нем школьники писали сочинения и мечтали быть похожими на него. Ветеран награжден орденом Ленина за получение высоких урожаев.
Заслуженный агроном А.Т. Огнев во время войны был авиационным техником в 152-м гвардейском авиационном истребительном полку имени Богдана Хмельницкого и Александра Невского – записано в красноармейской книжке Анатолия Трофимовича.
Командиром эскадрильи был дважды Герой Советского Союза Сергей Данилович Луганский. Ему писатель Н.П. Кузьмин посвятил книги «Луганский», «На крутых виражах», «Небо остается чистым».
- Я хочу найти эти книги, - говорит Галина Анатольевна. - Там обязательно будет написано и о моем отце. Помню до мелочей его рассказы о войне. Он часто повторял имена Николая Пискулина и С.Д. Луганского.
Анатолий Трофимович обслуживал самолет летчика Николая Пискулина. Бывало, рассказывал Анатолий Трофимович, машина возвращалась на аэродром после боевого задания словно решето – в дырах, а куски обшивки свисали лохмотьями. Техник и младший авиационный специалист в сложнейших полевых условиях за остаток дня и ночи должны были поставить ее в строй, чтобы летчик утром смог подняться в небо вместе со своим звеном.
Спозаранку Анатолий Трофимович садился в кабину самолета, «гонял» мотор, прислушивался к каждому его звуку, внимательно проверял работу бортовых приборов. Он часто повторял: «Я отвечал за жизнь летчика. Давал разрешение на вылет только тогда, когда был уверен на 100 процентов в исправности машины. А потом провожал на задание...».
Огневу тогда было всего 20 лет.
- У нас каждый самолет был на счету, - говорил дочерям Анатолий Трофимович. - А если бомбили аэродром, то приходилось рисковать и жизнью: спасать раненых, тушить уцелевшие самолеты.
Если же сбитый самолет совершал вынужденную посадку далеко от аэродрома, техник Огнев добирался до поврежденной машины по разбитым полевым дорогам. И возвращал технику в строй.
Вспоминая военное прошлое, Анатолий Трофимович все не мог успокоиться. Из одного воздушного боя не вернулся его товарищ – летчик Николай Пискулин. Поврежденную машину он чуть-чуть не дотянул до аэродрома. Она упала вместе с пилотом в болото. Хвост самолета возвышался над водой и много лет спустя после войны. Ветеран ездил в Псков и хотел на свои сбережения организовать работы по поднятию машины. Но его инициативу никто тогда не поддержал.
После гибели Пискулина Анатолий Трофимович был техником у командира эскадрильи Сергея Даниловича Луганского.
Анатолий Трофимович Огнев награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
...Галина Анатольевна отправила запрос в отдел военного комиссариата города Пскова. Она надеется, что из болота подняли именно тот самый самолет, на котором летал Николай Пискулин – боевой товарищ ее отца.