Запомнить меня

«Провинциальная» красота

«Провинциальная» красота

Юлия Сергеевна Алтухова...Яркие, разные, красивые, хранящие теплоту рук мастериц... А сколько тонких деталей!..

Эмоции просто зашкаливали, когда переступила порог студии «Провинция» отделения декоративно-прикладного искусства детской художественной школы станицы Новопокровской и увидела истинную красоту.

В классе тихо. Каникулы. Только манекены, одетые в различные национальные костюмы, выстроились стройными рядами вдоль стен кабинета. За одной из парт расположилась хозяйка студии Юлия Сергеевна Алтухова. Она занята вышивкой детали для очередного костюма. Увидев гостей, отложила иголку с тканью и поспешила провести для нас небольшой экскурс в историю русских и украинских национальных костюмов, которые шьют и украшают на занятиях ее подопечные.

Кошули, поневы и горничные

Теоретически все мы знаем, что национальные женские костюмы состоят в принципе из сарафана, рубахи и передника. Но далеко не каждому известно, что есть еще и другие детали, отличающие русский костюм от украинского и т.п.

Юлия Сергеевна начинает исключительно для нас урок-презентацию.

- Общими характерными чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит. Основу украинского женского костюма составляет рубашка— кошуля. Она длиннее мужской, и состоит из двух частей — нижняя шьётся из более грубой материи.

Элемент вышивки украинского костюма выполнен детьми студии «Провинция»Отличительная особенность украинской женской рубахи – украшение подола рубашки вышивкой, так как он виден из-под верхней одежды. Такая же отделка и рукавов рубахи, особенно в местах соединения с плечом. По издавна заведенному обычаю, восточно-славянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Основой рус-ского женского костюма тоже была длинная рубаха. Ее украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Их шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными.

Важной частью рус-ского женского костюма был передник. Он прикрывал перед женщины, т.е. места вынашивания и вскармливания ребенка, и сердце – центр жизнедеятельности. Вышивкой женщина отображала на переднике своё бытие.

Цвета русского костюма  в основном белые, синие и красные, как российский триколор.

Красным по белому

Особенное место в изготовлении костюмов отводилось вышивке. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины. Однако если женщины из богатых семей вышиванием заполняли свое свободное время, то крестьянские девушки должны были подготовить себе приданое. В него входило: свадебный наряд, выходная одежда, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое.

- Мои ученицы могли бы изготовить себе шикарное приданое, - говорит Юлия Сергеевна. - Современные девчонки с удовольствием занимают себя вышиванием крестиком. Причем они знают, какой рисунок подойдет к украинскому народному костюму, а какой орнамент — к русскому сарафану. Сначала мы делаем эскизы будущих костюмов, а потом воплощаем их в жизнь.

- Орнаменты тоже отличаются? - спрашиваю я и одновременно внимательнее присматриваюсь к манекенам в костюмах.

- Безусловно! Как правило,  рисунки отличаются не сильно, а вот их расположение заметно невооруженным глазом. К примеру, русские мастерицы наносили вышивку всегда по низу и краям изделия: вышивали по горловине, низу рукава, подолу. Но вышивка не только делала костюм красивее и богаче, она имела и другое значение. Считалось, что орнаменты выступают сильными оберегами для хозяина одежды. По народному поверью, вышивка должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды.

Манекены одеты в различные  национальные костюмыУкрашения передавались из поколения в поколение. Их можно читать как книгу.  Каждый элемент орнамента имеет свое значение и смысл. К примеру, у славян был такой обычай: перед свадьбой жених приводил будущую невесту на смотрины к бабушке и она по вышитому девушкой  костюму буквально читала характер избранницы. Также юные мастерицы приносили свои работы к старейшей рукодельнице села на специальные посиделки. Здесь девушки подробно рассказывали о том, что обозначают их вышивки, сдавая таким образом особый «экзамен».

Но не только свои наряды украшали женщины вышивкой. Вышиванку (так называлась украинская  вышивка) делали любящие женщины своим мужчинам, когда те уезжали в далекие края, или же молодая готовила свадебную вышиванку своему жениху. Особое значение придавали вышиванке, которую надевали больному человеку. Такая рубашка отличалась определенными характерными особенностями, которые, согласно верованиям наших предков, имели целебные свойства.

Русские женщины тщательно готовились к рождению ребенка. Для мужа вышивалась специальная рубаха с определенными узорами. По поверьям, когда рождался младенец, молодая мать с ним на руках должна была переступить через эту рубаху, а потом использовать ее в первые дни жизни дитяти в качестве пеленки. Считалось, что так можно уберечь ребенка от злых духов, болезней и порчи.

«Событийные» знаки

Мне было настолько интересно слушать рассказ Юлии Сергеевны, что как только она делала паузу, я просила рассказать ее что-нибудь еще. И так мы «добрались» до «событийных» знаков.

Оказывается, обереговые рисунки очень разнообразны. Замужество означало создание новой семьи, и на переднике вышивался орнамент  «древо», рождение мальчиков обозначалось рядом коней, рождение девочек – рядом птичек. Смерть какого-либо члена семьи обозначалась изображением древа жизни «наискосок» вершинами, направленными к закату. Явное, имеющее место в жизни, располагалось на переднике ближе к подолу, тайное, желаемое – ближе к сердцу. 

Орнаменты также можно поделить на геометрические, растительные или животные. Способов вышивания и их разновидностей имелось много.

Геометрические узоры на вышиванках – самые распространенные. Особенно это касается мужских вышитых сорочек, ведь на них не должно быть цветов. Геометрический орнамент в украинской и русской вышивке представлен всевозможными ромбами, крестами, зигзагами, линиями, кругами, каракулями и бесконечниками.

Самым распространенным символом геометрического орнамента являлся ромб. Он символизировал богиню земли – оберегал, дарил счастье и способствовал плодородию. Ромб с точкой в середине – это плодородие и мужская сила, такой узор делали те, кто мечтал о пополнении в семье. Солярные знаки (солнце, звезды), водяные (напоминают скрученного ужика), символы древа жизни и берегини являлись мощным оберегом, их часто наносили на детские сорочки как символ оберегающей энергии родителей. Кресты символизировали добро и защищали от злых сил.

Растительные узоры больше подходили женщинам. Как правило, растительные орнаменты в украинской вышивке представляются калиной, виноградом, чернобривцами, маком, хмелем, дубовыми листьями и т.д.

Калина символизирует бессмертие рода и возрождение. Виноград – символ всех прелестей семейной жизни. Мак, как считалось, защищает от любого зла. Хмель означает буйство молодости, любовь, развитие, поэтому его носила молодежь, готовящаяся к браку. А вышивку с цветами лилии носили молоденькие девушки, ведь они символизируют чистоту и невинность.

Животные орнаменты были представлены различными рыбами, птицами, животными и насекомыми. Наиболее распространенные рисунки – кукушки, совы, зайцы, бабочки и рыбы.

Вместо послесловия

Юлия Сергеевна дала еще небольшой мастер-класс по нанесению вышивки на канву. Захватывает и увлекает. Но пришло время прощаться с преподавателем. На прощание она показала нам еще одну папку с эскизами народных костюмов, которые рисовали дети. В будущем они планируют изготовить армянский, белорусский и даже индийский народные костюмы. И это при том, что сейчас девочки с преподавателем работают над новой современной коллекцией одежды. Отличительная черта — в каждой вещи присутствует декоративная отделка с элементами русских национальных узоров. Но это тема уже для следующего материала.

Фото А. Толстых.