В мае 1926 года созвано Всероссийское совещание пожарных работников, на котором обсуждали вопрос о состоянии пожарной охраны и задачах личного состава службы.
Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) разработал и представил правительству проект Положения "Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР", которое утверждено Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Советом народных комиссаров РСФСР 18 июля 1927 года.
Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции центрального и местных органов пожарного надзора. Руководство пожарным делом на территории РСФСР осуществлялось органами НКВД РСФСР и НКВД АССР (автономных республик).
НКВД осуществляет свои функции по руководству пожарным делом через центральный пожарный отдел Главного управления Коммунального хозяйства (ГУ КХ), начальник которого утверждается в должности наркомом внутренних дел РСФСР. Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции центрального и местных органов пожарного надзора.
В числе возложенных на ГПН функций были:
- разработка противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения;
- надзор за состоянием пожарной безопасности организаций;
- нормативно-технический контроль пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования;
- руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации;
- рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.
Уже в первые годы после утверждения Положения издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах.
31 марта 1930 года учрежден Научный пожарно-технический комитет, который взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны.
Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало новое Положение «О государственном пожарном надзоре», утвержденное в 1936 году.
В соответствии с ним на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР возложены функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других. Данное Положение действовало без изменений более 40 лет.
С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана переведена на особый режим работы. Сотрудники ГПН проводили обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организовывали противопожарную защиту зданий и сооружений. Многие из них отдали свои жизни в борьбе с огнем в годы великой отечественной войны и во время несения своей службы в мирное время.
Для оказания помощи сотрудникам ГПН в 1945 году созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.
В 1947 году образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.
Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению СССР в 1958 году в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров (CTIF).
В 70-е годы широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.
В начале 90-х годов 20 века в результате изменения форм собственности предприятий утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора. Все эти обстоятельства стали причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации, что требовало издания основного федерального закона.
21 декабря 1994 года подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором заложены основы единой системы обеспечения пожарной безопасности.
С принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы в области пожарной безопасности.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Данным Федеральным законом установлены основные требования пожарной безопасности к различным объектам экономики и видам деятельности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, общие требования к обеспечению пожарной безопасности людей и окружающей среды, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов.
Поводя итог многолетней деятельности, можно с уверенностью сказать, что сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России – мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.
И в настоящее время вопросы защиты населения и территорий от огня в нашей стране являются актуальными и требуют поиска новых форм реализации.
Но, как и много лет назад, важнейшими задачами для сотрудников государственного пожарного надзора остается обеспечения пожарной безопасности и профилактика пожаров.