Инициаторами законопроекта стала группа депутатов, в том числе депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко, которая представила при проработке законопроекта в том числе позицию Законодательного Собрания Краснодарского края, выступавшего ранее с похожей инициативой совершенствования порядка социальных выплат в этой сфере.
В Краснодарском крае, где ведется активная работа по трудоустройству молодежи, в 2013 г. временную работу получили 757 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в 2014 г. – уже 830. Но при этом добиваться выплаты повышенного пособия им приходилось только через судебные решения. Поэтому в ноябре 2015 г. ЗСК обратило внимание депутатов российского парламента на эту несправедливость. В Госдуме депутаты-единороссы не только доработали и расширили инициативу кубанских парламентариев, но и убедили правительство РФ в необходимости изыскать необходимые для этих целей средства. Таким образом, в регионы дополнительно на цели социальной поддержки детей-сирот при трудоустройстве из федерального бюджета будет направлено более 185 млн. руб.
Законопроект, внесенный депутатами-единороссами в ноябре 2016 года, устраняет ряд правовых коллизий, в том числе обозначенную ЗСК. В соответствии с действующим законодательством дети-сироты, участвовавшие в программах временной трудовой занятости до 18 лет, не могут получить пособие по безработице при постановке на учет в центрах занятости, которое выплачивается в течение 6 месяцев, так как не признаются «впервые обратившимися». После принятия поправок эта несправедливость будет устранена, и каникулярная занятость или производственная практика таких детей не будет влиять на исполнение государством перед ними социальных обязательств.
Предлагается дополнить Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» нормой, предоставляющей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, впервые ищущим работу и впервые признанным в установленном порядке безработными, право на получение в течение 6 месяцев пособия по безработице в размере среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте РФ. При направлении их на обучение в течение этого же периода выплата пособия по безработице прекращается и со дня начала обучения им выплачивается стипендия, которая до истечения шестимесячного периода также выплачивается в повышенном размере. По истечении 6 месяцев со дня регистрации таких лиц в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента и в сроки, установленные базовым федеральным законом.
К категории граждан, впервые ищущих работу, также предлагается отнести лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости принимали участие в общественных работах, были временно трудоустроены в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.
Также уточняется обязанность работодателей (их правопреемников) обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение детей-сирот, увольняемых из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата работников, с последующим трудоустройством у данного или другого работодателя.
Все эти нововведения существенно облегчат жизнь детям-сиротам, которые одновременно учатся и работают. И будут стимулировать в целом трудоустройство этой категории социально-незащищенных детей через повышение конкурентности их на рынке труда.Им будет гарантирована государственная поддержка в виде повышенной выплаты, и не придется бросать обучение и хвататься за низкоквалифицированную работу чтобы прокормиться, или ходить по судам, чтобы добиться повышенных выплат. Это стало возможным благодаря эффективной работе с профильным комитетом и авторами законопроекта Ольгой Баталиной и Ольгой Окуневой, которые по нашей просьбе учли позицию ЗСК в своей инициативе. По данным кубанских депутатов, конкретно в регионе в 2013-2014 гг. из-за несовершенства законодательства пострадало около 150 человек, получив пособие минимального размера вместо повышенного. Но пострадать могли гораздо больше – более полутора тысяч юных кубанцев. Именно столько детей-сирот участвовало в государственных программах раннего трудоустройства. С принятием нового законодательства эту коллизию мы исправим в самое короткое время, – сказала Наталья Костенко.