Их называют «детьми войны», «поколением подранков». Что-то о том грозном времени они помнят сами, что-то знают со слов родных, но одинаково все говорят: «А детства у нас и не было, все отняла война. Войной начинается наша память».
Члены совета ветеранов Калниболотского сельского поселения собрали Дневник памяти «Живи и помни» с записанными со слов очевидцев воспоминаниями земляков.
Особенно большую работу по сбору материалов провела Александра Андреевна Красная.
Вот что рассказывали жители станицы Калниболотской, родившиеся в канун Великой Отечественной войны.
Нина Петровна Симороз:
– Когда началась война, мне было три года. Бабушка рассказывала, что у нас был большой фруктовый сад, в котором пасся маленький теленок. Однажды она пошла за грушами, а в это время пролетал вражеский самолет и дал очередь, пуля просвистела в сантиметре от бабушки, а она метнулась к теленку, прикрыла его собой, потому что он был для всех надеждой выжить. Слава Богу, остались живы и бабуля, и теленок. Когда были обстрелы, мы все прятались в погребе, набивалось больше десятка и старых, и малых. Жили трудно, но дружно. Всему училась у бабушки, потому что мама круглосуточно, как и все трудоспособные, работала для фронта, для Победы. Мы, малыши, как только подросли, помогали взрослым, как могли: носили родителям в поле еду, пасли коров.
Иван Иванович Недилько:
– Когда началась война, я был совсем маленьким (три года) и не помню о том страшном времени, но мама и бабушка рассказывали, что фашисты, когда пришли в нашу станицу летом 1942 года, вели себя как хозяева: занимали лучшие дома, забирали у местных жителей яйца, молоко. Детишки старались не попадаться им на глаза. Когда был обстрел, прятались в подвал к бабушке, корову тоже прятали. Она была нашей кормилицей, мы ее очень берегли. Моего папу, Ивана Никитовича, и дядю, Фёдора Никитовича, забрали на фронт защищать Родину, а мы с братиком младшим Колей остались у мамы на руках. Дядя геройски погиб, в 1942 году на него пришла похоронка. А папа храбро сражался, раненым попал в плен, после освобождения советскими войсками продолжал уже на Западной Украине бить бандеровцев.
Александра Ивановна Нелина:
– Когда началась война, мне было пять лет. Папу сразу в июне 1941-го забрали на фронт. Я запомнила, как солдаты ехали на линейке, а мы бежали с мамой и плакали. А в 1942 году пришло извещение о том, что папа пропал без вести. С тех пор мы ничего о нем не слышали. Погиб. Мама осталась с четырьмя маленькими детьми. Моя старшая сестра работала на МТФ, скот эвакуировали, и она так тоже спаслась. По рассказам взрослых знаю, что фашисты зверски расправились с беженцами еврейской национальности. Это были очень хорошие, интеллигентные люди, наши станичники старались их уберечь, прятали. Но, к сожалению, их расстреляли, всех нашли, не пожалели даже детей. Теперь в Войсковом саду есть братская могила на месте расправы с мирными жителям.
Л. Линник, председатель совета ветеранов Калниболотского сельского поселения.