Людмиле Александровне Ковальчук – 85 лет. Но она до сих пор помнит свое послевоенное детство. Провела его она в Сталинграде.
Переехала в разрушенный город она вместе с мамой и отчимом в 1946 году. Разместились у родственницы, которая жила с двумя детьми. На улице было мало уцелевших домов, многие стояли без крыш. Поэтому выбирать не приходилось.
Людмила Александровна вспоминает, что о прошедшей войне тогда вообще было не принято говорить. Люди рассказывали иногда, да и то вполголоса, о страшной бомбежке, пожарах, которые уничтожили тогда почти весь город и большинство жителей. Но и без разговоров вокруг все напоминало о страшных боях… Многие жили в подвалах, развалинах, землянках, по несколько семей в больших комнатах сохранившихся домов. Но жизнь продолжалась.
Летом маленькая Люда вместе со сверстниками ходила полоть арбузы, нянчилась с чужими детьми за еду.
– Яркое воспоминание из детства – это желание наесться хлеба, – рассказывает Людмила Александровна. – Маме, которая работала тогда в карьере, выдавали его немного. Она оставляла его мне, но тетка часто отбирала и эти крохи, отдавая своим детям. Я ходила по улицам с опущенной головой. Почему? Разглядывала каждый сантиметр дороги в надежде найти хоть кусочек макухи, который кто-нибудь обронил. Часто мешали лебеду с отрубями, делали лепешки…
Помнит Людмила Александровна и школу, в которую ходила. В маленьком уцелевшем здании размещалось много классов. Ученики с 1-го по 4-й класс находились в одном кабинете. Сидели по рядам, где каждый соответствовал классу. Уроки вел один учитель, по очереди рассказывая каждому ряду. В сталинградской школе ученица Люда успела окончить 4 класса.
Но, несмотря на все тяготы послевоенного времени, детям были свойственны беззаботность и шалости. Например, ездить «зайцами» в пригородных поездах на ступенях вагонов. Или смотреть кино без билетов.
Людмила Александровна вспоминает:
– Кинотеатр размещался в конюшне. Мы с ребятами, не имея денег на билет, часто перелазили через окно и тоже смотрели фильмы, сидя на лавках. Иногда на них и засыпали после сеансов. Летом бегали на реку купаться. Сейчас это прозвучит странно, но вместе с детьми в воде «плавали» и кони, и овцы. Кроме того, воду из реки набирали для дома. Ее пили, в ней стирали.
В конце 1949 года Людмила Александровна с мамой по семейным обстоятельствам вернулась в станицу Калниболотскую, а 43 года назад переехала в станицу Новопокровскую.
Людмила Александровна, приученная к труду с детства, много лет проработала дояркой, зоотехником, на заслуженный отдых ушла с откормбазы, оставив должность реализатора. Воспитала троих своих детей и двух племянниц, у которых погибли родители. Сейчас не обделена вниманием девяти внуков, 10 правнуков и трех праправнуков.
– Я часто вспоминаю детство, – рассказывает Людмила Александровна. – И свой Сталинград. Город, который я люблю…