Марийцы - народ дружный, трудолюбивый и бесхитростный
У марийцев много богов, но главный из них Ош Поро Куго Юма, что в переводе означает Белый Добрый Большой Бог. Кроме того, у каждого села есть своя священная роща. К растущим там деревьям запрещено прикасаться, потому что каждое из них «закреплено» за одной из семей. Там принято молиться и приносить жертву своему дубу, ели или березе.
Об этом и многом другом нашему журналисту поведала марийка Галина Алексеевна Шамшеева.
Кубанское радушие
Менее года назад в село Горькая Балка переехала семья Шамшеевых – коренных марийцев, предки которых основали в Бирском районе Башкирии селение еще в XVI веке.
Дома одна хозяйка – Галина Алексеевна, остальные на работе и учебе. В семье Шамшеевых трое детей: старший Денис трудится преподавателем в нижегородском колледже, Светлана работает в Новопокровской, десятилетняя Елена учится в СОШ № 4.
Извинившись и пояснив, что у марийцев не принято бездельничать, женщина продолжила работу, прерванную нашим визитом. Она сучила пряжу из шерсти овец, привезенную еще с Родины. Потом из нее она свяжет детям носки.
– Наверное, не двинулись бы с насиженного места, где мы все родились, где прошли мои детство и молодость, если бы не аллергия младшей дочери, – рассказывает хозяйка. – Врачи настояли на том, что для девочки важно поменять климат. На семейном совете приняли решение выбрать новым местом жительства Краснодарский край. Стали просматривать в Интернете объявления о продаже недвижимости... Теперь мы – горькобалковцы.
Очень переживали, как сложится жизнь на новом месте, как местные жители примут «пришлых», сможем ли найти работу? Но оказалось, что напрасно волновались. На Кубани живут радушные и гостеприимные люди. Сразу подружились с соседями, да и с работой проблем особых не было. Особенно внимательно к нам отнеслись педагогический коллектив образовательного учреждения и заведующая районной детской поликлиникой Светлана Михайловна Новикова.
Родовые корни
Единственное о чем жалею, нет рядом родственников, – сетует Галина Алексеевна. – Там, где мы жили, почитай, все село состоит из близкой и дальней родни. Да и в соседних селениях их много, а здесь мы совсем одни. Марийцы – народ дружный, трудолюбивый. Мы бесхитростные, открытые, не умеем обманывать, не стремимся сделать карьеру, не рвемся к власти. Живем своим трудом: женщины в нашем селе заняты работой по дому, ухаживают за детьми, ведут хозяйство, выращивают овощи на огородах. Мужчины в основном занимаются земледелием, строительством. В округе не найдешь кирпичных или саманных домов, все как один – деревянные срубы. Когда в селе кто-то начинает строить дом, все мужики собираются и помогают. Так и нам с мужем дом строили.
– Кстати, – обращается она ко мне, – знаете ли вы, что марийцы в большинстве своем – язычники? Наш народ называют «последними язычниками Европы», сохранившими архаичные явления в своей культуре и язык, близкий к первоисточнику.
Слова Галины Алексеевны вызвали чувство прикосновения к древней истории, и я попросила подробностей.
Удивительная старина
Марийцы, как и христиане, празднуют Пасху (Кугече), отмечаемый в четверг, через семь недель после Масленицы (Уярня) как момент наделения земли плодородной силой, семьи – здоровьем, хозяйства – благосостоянием. В этом году нашу Пасху праздновали 9 апреля.
– В каждом марийском селе есть «смотрящий», – продолжает хозяйка. – Как правило, это человек, как в старые времена говорили, блаженный. В день праздника он залезает на вышку, смотрит в сторону кладбища и через некоторое время оповещает собравшихся внизу селян, о том, что видит, как домой «идут» покойные. Все расходятся по домам, чтобы за накрытыми столами «встретить» усопших родственников.
Обязательными обрядовыми блюдами в этот день являются блины и вареные яйца, мясная лапша и крупяные каши. Для «гостей» мы ставим на отдельный стол стакан вина, хлеб с маслом, мясо, обязательно зажигаем свечи и кладем яйца. Последние – главная ритуальная пища и обязательный элемент любого праздничного стола. Это символ зарождающейся жизни. В этот день в семьях просили у мертвых оберегать дом, детей, скотину.
Женщина посетовала на то, что вряд ли ее покойный сын сможет «дойти» на Пасху в Горькую Балку, если на поезде от родного села добираться почти пять суток... И продолжила интересный рассказ:
– Давайте, я вам лучше расскажу о наших свадьбах (суап). Их мы отмечаем в соответствии со старыми обрядами. Приглянувшуюся невесту молодой человек «крадет», теперь, конечно, с ее согласия. Но везет он ее не домой, а к посаженной матери, в роли которой выступает замужняя женщина. Там девушка живет две недели. За это время она должна показать все свои умения по ведению хозяйства и приготовить подарки родственникам жениха. А это нелегкий труд. К слову, на пошив одного женского платья уходит четыре-пять метров ткани, еще больше лент. Будущей невесте необходимо сшить несколько нарядов для женщин из семьи будущего супруга, который состоит из платья, фартука и пешмета (кардиган), для мужчин – рубашки.
Свадьба начинается у жениха, где собираются только его родственники. Все одеты в нарядные национальные одежды. Невесту в это время привозят в клуб, где она вместе с подругами веселится. Это время называется девичьими играми. Там устанавливают большой чан с квасом, молодежь танцует, исполняя народный танец «Веревочка». Тот, кто отличился, получает от невесты небольшой подарок.
В это время в доме жениха звучат баян, бубен и колокол. Считается, что они призваны отогнать злой дух от молодой семьи. Гости в большинстве своем в качестве подарка приподносят деньги. В марийской культуре принято на свадьбы и похороны приходить со своим хлебом, приносить с собой гуся или утку.
На свадебный стол принято подавать мясо, выпечку, блины.
Когда родственники жениха садятся за стол, будущий супруг на лошади отправляется за невестой. Но сразу он ее забрать не может – это считается неприличным. Сначала они разговаривают, и жених уезжает. И только на третий раз он может увезти невесту. И опять жених не везет ее домой, вместе с молодежью они всю ночь ходят в гости к родственникам. Там их угощают, и они идут дальше от дома к дому. Для родственников жениха свадьба несет большие расходы, так как нужно не только вручить подарок, но и накормить пришедших в дом гостей. Такое гулянье может продолжаться более трех дней, перерыв делают только для того, чтобы молодые могли отдохнуть. Только после этого в родительский дом молодой человек приводит жену. Я хорошо помню свою свадьбу. Мы почти неделю по гостям ходили. Ох и уставали... Знаете, удивительно, что мне даже не пришлось менять девичью фамилию. Мы с моим мужем оказались однофамильцами.
Через две недели супружеской жизни в гости приезжают ее мать с отцом, которые привозят олын арака костенич (приданое).
– Эх, – вздыхает рассказчица, – теперь и не знаю как мои-то дочки будут замуж выходить... Так хотелось бы, чтобы они продолжили традиции. Во-первых, это очень красиво, а во-вторых, в марийских семьях редко случаются разводы.
До сих пор живет традиция скрывать от сглаза беременность. Но с этой задачей легко справляется наше марийское платье, которое шьется объемным складчатым с многоярусовой юбкой. Помню, когда я в первый раз носила ребенка под сердцем, свекровь не выпускала меня за порог.
Такой же запрет действует, когда рождается ребенок. До полутора лет малыша не показывают ни родственникам, ни соседям. А в колыбельку обязательно кладутся обереги.
Разительное отличие марийской и христианской культур состоит и в обряде поминовения усопших.
– Сороковой день после смерти, у нас считается праздником, – поясняет Галина Алексеевна. – Считается, что это – последний день души умершего на земле, поэтому ее нужно с проводить в иной мир весело, без слез. Обязательно проводится обряд жертвоприношения. В родном доме покойного режется или овечка или курочка (в зависимости от количества поминающих). Из мяса животного, выбранного в качестве жертвы, отваривается. Его нужно скушать до последнего кусочка. А все косточки, шкура, не съедобные части собираются и складываются в мешок или корзину, потом все нужно закопать на кладбище. Это делается, чтобы умилостивить богов и сделать переход души умершего легким.
По улицам села едет подвода, на которой сидят родственники, поют песни и частушки под гармонь. Лошадь украшают лентами и бубенцами. Такие же поминки устраиваются на годовщину смерти.
О том, насколько марийцы верят в старинный обряд, стало понятно из продолжения беседы, которая напомнила страшные истории, услышанные в детстве.
– Вчера разговаривала с родственницей из села, – Галина Алексеевна передает содержание телефонного разговора. – Она рассказала, что у знакомых умерла бабушка. Они похоронили ее по обычаю, но кости жертвенного животного выбросили в лесной овраг. А ночью эта бабушка пришла к ним во сне и пожаловалась, что у нее уже пальцы окоченели, потому что сама ходит собирает кости. «Вот сколько нашла, а остальные уже звери растащили» – говорит им старушка и плачет. После сна они поехали искать тот злополучный мешок, а он разорван и наполовину пуст. Как теперь она попадет в лучший мир? Не знаю.
Возвращаясь в редакцию, я думала о том, как в марийских селениях до сих пор сконцентрированы и сохраняются традиции и обряды, направленные на укрепление родственных связей, сохранение репутации семьи и рода в целом...
Фото А. Толстых.