Хутор Балка Грузская – самый маленький населенный пункт района. В нем проживают 37 человек.
Хутор Балка Грузская входит в состав Калниболотского сельского поселения. В населенном пункте проживают 37 человек. Большинство хуторян – пенсионеры и люди среднего возраста. Жители занимаются ведением личного подсобного хозяйства и фермерством.
Хутор образуют две улицы – Широкая, Зеленая и переулок Клубный. Расстояние до станицы Калниболотской около 18 км, города Тихорецка – около 14 км.
В этом году хутор отметит 96 лет со дня основания.
У нас в районе есть свой Калининград. Как город отделен от России территорией других государств, так и хутор Балка Грузская – от муниципалитета территорией другого района. Здесь свои мир и уклад. И свое счастье – тихое, теплое, легкое…
Все ровесники рядом
Ксении Иосифовне Филипповой – 85 лет. Она ровесница Краснодарского края. Но несмотря на почтенный возраст, бойко ведет домашнее хозяйство: сажает огород, держит кур.
– Дети все хотят увезти меня в город, – рассказывает бабушка, – да я сопротивляюсь. Не привыкла сидеть без дела. Что я там, в квартире делать буду?
Ксения Иосифовна много лет проработала в полеводческой бригаде. В хуторе проживает с 1966 года. Приехала из Кировоградской области. Маленький кубанский уголок ей сразу полюбился.
– Раньше, – говорит женщина, – народу здесь больше было. Иногда воспоминания вызывают ностальгию. На хуторе работали ферма, детский сад, больница, восьмилетняя школа. А сколько молодежи было! Она и сейчас здесь! Только все мои ровесники.
Папина Мэри
Это реальные фамилия и имя хуторянки. По паспорту женщину зовут Мэри Сергеевна Папина! Но односельчане зовут ее Галиной.
– Мне никогда не нравилось мое имя, – рассказывает Мэри-Галина корреспондентам «СГ». – В детстве, когда меня так называли, даже плакала. Мне казалось, что меня обзывают. Нарекли так родители – фильмов насмотрелись. А бабушка сказала: «Галиной будет! Еще нам овечек тут не хватало!» Так я и стала в жизни Галиной.
Доставщик новостей
В хуторе не то что нет Интернета, здесь даже мобильная связь редкость. Позвонить можно лишь в определенных местах с кнопочного телефона, ну или забравшись на сеновал. Поэтому вся надежда на получение новостей, в том числе и Новопокровского района, на почтальона. Ларису Пересекину называют доставщиком новостей. Свежие газеты она приносит регулярно.
А еще она здесь и вместо мобильного банка. Хуторяне оплачивают через нее квитанции за электроэнергию. Газа в поселке нет.
Лариса Пересекина доставляет людям пенсии, реализует товары первой необходимости. Она знает здесь каждого, так как сама местная.
Оплачивают коммуналку местные регулярно, без задолженностей, практически в один день. Стоит почтальону к одному дому подъехать на велосипеде, как тут же бабушки-соседки подходят. Оплачивают, а заодно и последние новости обсуждают.
«Кохве» с ароматом весны
Погодка в день нашего визита в хутор выдалась на удивление хорошая. Солнце, легкий ветерок. Теплу радовались и местные жители. У одного из дворов организовали уличные посиделки. Женскую компанию из пенсионерок Раисы Васильевны Пересекиной и Аллы Васильевны Масловой с внучками Верочкой и Сонечкой разбавил мужчина – Владимир Иванович Коваленко. Компания сидела за накрытым столом: домашняя выпечка, сок, конфеты. Рядом стоял чайник, из которого еще шел пар.
– Идите с нами кохве попейте! – приглашали хуторяне. – Пирожков отведайте!
Гостеприимства им не занимать. Даже незнакомые люди в хуторе – почетные гости. Ими стали и мы. Говорили долго, непринужденно и обо всем. «Кохве» с ароматом весны показался необыкновенно вкусным. А потом Раиса Васильевна, как оказалось, местная певунья, затянула песни. И кубанские, и военные. А «Катюшу» после куплета подхватили всей компанией.
И Нетребко, и Глинка
Хутор Балка Грузская отличает от остальных маленьких населенных пунктов не только радушие и гостеприимство. Например, еще и интересные фамилии. Кроме Папиной Мэри мы познакомились с семьей Нетребко. Наталья воспитывает восьмерых детей. К оперной певице многодетная семья отношения не имеет, но, как отметила мама, у нее свой октет – дружный коллектив из восьми участников.
Николай Петрович Глинка – не из рода русского композитора. Но фамилией гордится. Как и его взрослые дети. С супругой на двоих у них их семеро, есть пять внуков, шесть правнуков.
– Но я прекрасно играю, – говорит пенсионер. – Знаете на чем? На нервах!
Конечно, это была шутка. Пенсионеру в его 79 лет сейчас не до игр. Он занимается ведением личного подсобного хозяйства.
Огород у Глинки – больше гектара. Сеет колосовые и пропашные культуры. Выращивает картофель, томаты, капусту, лук, чеснок.
Но, как он признался, душа у него лежит больше к другому виду деятельности. Пару лет назад занялся пчеловодством. Сегодня в хозяйстве у Николая Петровича 20 семей жужжащих насекомых. Первые дегустаторы меда – внуки и правнуки. Их часто в хутор к дедушке привозят дети, которые живут в городе Тихорецке.
Мужчины на вес золота
Их реально в хуторе по пальцам пересчитать можно. Социальный работник Ирина Генадиевна Бирюк (именно Генадиевна, это не ошибка, и нас после знакомства с остальными хуторянами это даже не удивило) говорит, что в Балке Грузской значительное превосходство прекрасного пола. На восемь бабушек – один дед! Несколько лет назад мужской гвардии прибавилось. Новенького хутор встретил гостеприимно (а как иначе!). В женскую деревню прибыл кавалер – Пётр Иванович Статников. Переехал на постоянное место жительства в кубанский хуторок в 2017 году. Бывший военный несколько раз гостил здесь. Место приглянулось, и решил зрелые годы провести именно здесь – в краю тишины и покоя.
Пётр Иванович быстро освоился с сельскими заботами, развел хозяйство. Сейчас косит траву для своих коз, кроликов и домашней птицы. А заодно дядя Петя развлекает детей – всех желающих катает в кузове мотоблока, наполненного свежескошенной ароматной травой.
Все мои!
Ирина Бирюк тоже местная жительница. Социальным работником трудится не первый год. Заботится даже о тех стариках, которые не стоят на учете.
– Все мои! – говорит Ирина Генадиевна. – Всех люблю!
Если лекарство кому привезти – она поможет, сама автомобиль водит. Если проблему какую решить – свяжется с кем необходимо, посодействует. Если на праздник собрать – пожалуйста! В хуторе есть клуб и культорганизатор.
– Людочка у нас – мастер на все руки. Скучать не дает. Людочка – Людмила Николаевна Самко.
И швец, и жнец
Последний праздник, который прошел в хуторе, состоящем из двух улиц, – 9 Мая. Вспомнили тех, кто погиб на полях сражений, защищая Родину в годы Великой
Отечественной войны, и тех, кто ушел из жизни позже. Дети читали стихи и, конечно, все пели песни военных лет.
– Детворы у нас не много, – рассказывает Людмила Николаевна. – Но стараемся всегда их организовать. Помогает администрация Калниболотского сельского поселения. Например, у нас установили детскую игровую площадку. Сейчас местное муниципальное учреждение «Калниболотское» занимается обкосом сорной растительности. Хуторские дороги тоже содержат в порядке. Часто и сам глава поселения Евгений Лысенко к нам заезжает, обсуждаем, какие вопросы надо решить в первую очередь. В общем, даже несмотря на то, что территориально мы ближе к городу Тихорецку – всего 14 километров, чувствуем себя полноценными жителями Новопокровского района. И не беда, что дорога в райцентр более 50 километров.
Детские забавы офлайн
Знают ли современные дети игру в «Ручеек»? А может, вечерами они становятся казаками-разбойниками? Или строят шалаш из веток за сеновалом? Вряд ли. Скорее всего они поглощены трехмерным миром компьютерных игр. Сидя с гаджетами, дети и подростки строят дома, проходят квесты или сражаются в очередном интерактивном бою.
А вот ребята из Балки Грузской знают много подвижных игр и занятий на свежем воздухе. Причина проста – отсутствие Интернета, который поглотил в свою паутину современных детей.
И родители сельских чад даже не переживают, что прогресс обошел их стороной. Ведь лучше жить офлайн, в реальном времени с реальными друзьями, чем онлайн и в виртуальном мире...