- 27 июля — День Военно-морского флота России
Как сельский парень пополнил ряды Северного флота России
Александр Удовенко с детства мечтал служить в пограничных войсках, а попал в моряки, о чем впоследствии ни разу не пожалел. Своими воспоминаниями о флотской жизни земляк поделился с «СГ» в преддверии празднования Дня ВМФ.
Матрос Александр Удовенко служил в составе Северного флота ВМФ России. / Фото предоставлено
А. Удовенко
– На срочную военную службу меня призвали в 2008 году, – рассказал уроженец села Горькая Балка. – В пункт сбора в Краснодаре приехали «покупатели» с действующих частей. Офицеры выбирали новобранцев, соответствующих предъявляемым требованиям, после чего формировались команды для каждого рода войск. Меня взяли в ВМФ. Признаться, никогда не думал, что буду служить на флоте, не грезил о тельняшке и море, но, видно, подошел по всем необходимым параметрам.
– Дальше нас доставили в Северодвинск, – продолжил Александр. – Здесь я прошел профессионально-психологический отбор, врачебную комиссию. Специалисты учитывали физические характеристики, интеллектуальные способности, моральные качества.
Одним из главных испытаний для будущих моряков, по словам Александра, стала барокамера, имитирующая погружение на большую глубину. Но здоровый, выносливый кубанский парень успешно прошел подготовку, и его направили в Обнинск обучаться на подводника по специальности торпедист.
Но тут призывника ждал «сюрприз». В ВМФ началось комплектование плавсостава подводных сил и значительной части боевых надводных кораблей военно-служащими по контракту. Это было связано с тем, что подготовка представителей различных флотских специальностей требовала более серьезной учебы и длительного времени, чем служили на тот момент срочники. В 2008 году Россия перешла на годичную службу в армии и флоте.
За плечами Александра была уже, считай, половина срока службы, и он не стал подписывать контракт. Его распределили в Североморск, на большой противолодочный корабль Северного флота ВМФ России «Адмирал Левченко». Земляк пополнил матросские ряды. Со своим экипажем бороздил Баренцево море, ходил на учения, нес боевые дежурства и отвечал за выполнение определенных обязанностей по обслуживанию корабля.
– БПК оснащался высокоточным оборудованием, сложными электронными системами, многое приходилось тщательно изучать, быстро реагировать на поступающие сигналы с пункта управления. Было непросто, но интересно, – поделился Александр. – Служить на флоте мне понравилось. Впервые побывал так далеко от дома, на севере нашей необъятной страны, увидел белые ночи.
Сетует только матрос, что не успел оглянуться, как служба подошла к концу. Не то, что в советские годы, когда корабль становился вторым домом на три года, военнослужащие совершали дальние походы, получали опыт работы на различных позициях на судне и могли по-настоящему прочувствовать морскую стихию.
– Тем не менее этот год многое мне дал, закалил характер, я понял, что служить в морфлоте могут только сильные духом люди, – отметил Александр. – И я горжусь, что в моей биографии была страница, связанная с ВМФ.
Из флотского меню Александру больше всего запомнилась рыба, которую часто готовили на корабле. Обязательный продукт рациона моряков не приелся ему, и после схода на берег блюда с подводными обитателями остались в числе любимых.
– Кстати, в один призыв со мной ушел друг и односельчанин Максим Калинин, – добавил собеседник. – Нас обоих взяли на Северный флот, только судьба развела по разным подразделениям: он служил на суше, в морской пехоте, а я – в надводных силах. Демобилизовавшись, продолжили общаться и до сих пор поддерживаем дружеские связи.
После службы Александр отправился в плавание по жизненным морям. Пробовал поработать в городе, но родные края тянули обратно, и он вернулся на сельские просторы, стал заниматься земледельческим трудом. Около семи лет назад переехал в станицу Новопокровскую, здесь обзавелся жильем и семьей. Трудится на комбайне и погрузчике в фермерском хозяйстве. Вместе с женой растят двух дочерей, благоустраивают дом.
А мы желаем моряку и дальше вести свой семейный корабль намеченным курсом и всем военнослужащим ВМФ России – семь футов под килем!