Маркетплейсы против вещевого рынка: кто кого?

Маркетплейсы против вещевого рынка: кто кого?
26 июля – День работника торговли

Еще 10-15 лет назад вещевые рынки были главным местом для покупки одежды, обуви и товаров повседневного спроса.

Но сегодня их вытесняют маркетплейсы. Почему так произошло и что думают об этом покупатели и продавцы?  Накануне Дня работника торговли корреспондент «СГ» отправился на рынок, чтобы найти ответы на эти вопросы.

«На картоночку становитесь»…

Если вы помните фразу: «Вставай на картоночку, я сейчас шторку подержу», вы точно из поколения Х или миллениалов! У современных зумеров эти слова не вызовут ни эмоций, ни ностальгических воспоминаний.
Я – из «иксов», поэтому на редакционное задание отправляюсь с энтузиазмом. На улице полуденная жара. В тени столбик термометра преодолел отметку в 40 градусов. Переживаю, что никого из торговых работников там не застану. Но нет! Все на месте. Ну или почти все. Оптово-розничный комплекс, или, как его называют, старый рынок, живет своей жизнью.
Покупателей очень мало. Продавцов хватает. Кто-то читает газету, кто-то в тени навеса сидит с соседом на скамье и обсуждает последние новости, кто-то переносит товар с витрины, куда повернулось солнце, чтобы вещи не выгорели.

dsc00546a

 

Оптово-розничный торговый комплекс (старый рынок) в станице Новопокровской сейчас переживает не лучшие времена. И покупателей, и продавцов за последнее десятилетие стало гораздо меньше. / Фото А. Толстых


«Проходите на коврик, я шторку подержу» – слышу знакомую фразу и иду на голос. Да, картонку сейчас заменили ковриком, но суть осталась та же. Заходишь за прилавок, тебя прикрывают отрезом ткани или другими вещами, и вуаля! Примерочная готова! По просьбе подержат зеркало, и ты можешь перед ним покрутиться. А еще, как и раньше, услышать добрые лестные слова в свой адрес: «Ну красавица! Тебе так идет эта маечка! Ни на ком так не сидит, как на тебя сшита!» И как тут не купить маечку?! И поторговаться можно. Продавец охотно скинет тебе сотню-другую рублей, упакует вещь, да еще и пожелает, чтобы жизнь – полная чаша!

Зарабатывают... баллы

И вот я с новой маечкой, обливаясь потом от жары, беседую с работниками торговли. Алла –старожил рынка. Уже 30 лет индивидуальный предприниматель ведет здесь свой бизнес. Встала за прилавок в тяжелых 90-х годах прошлого столетия. Вместе с ней и муж. Предприятие, где он работал, закрылось. А семью кормить надо было.
Алла признается, что уже давно бы ушла на отдых. Но надо, как она отметила, зарабатывать баллы. До пенсии многим не хватает 2-3 балла. Вот и выходят каждый день в любую погоду открывать свое торговое место.
В последние годы, по словам Аллы, бизнес идет хуже. Маркетплейсы вытесняют живую торговлю. Молодежь – вообще редкие гости на рынке. У юного поколения даже считается зазорным одеваться на рынке. Вроде как вещи не такие, как в онлайн-магазинах. А по сути то тоже самое.
Приходится подстраиваться под возраст основных покупателей.
Так сделала и Татьяна. Ее главные клиенты – женщины старшего поколения. У Татьяны большой выбор домашних халатов, сарафанов, футболок, брюк и другого. Причем разных размеров. Есть постоянные покупатели. На них и ориентирует предложение.
В день Татьяна продает по 5-7 вещей. Немного, но на жизнь хватает.
– Приспосабливаемся под время, под спрос, под сезон, – говорит женщина. – А иначе никак.

Удобство против атмосферы  

Основная масса покупателей все чаще выбирает онлайн-шопинг. «Зачем ехать на рынок, тем более в такую погоду, если можно заказать вещи на маркетплейсе?» – рассуждает Анна, молодая мама из поселка Кубанского. «К тому же в онлайн-магазинах часто бывают скидки, а выбор огромный, – продолжает она. – И примерить можно при хорошем освещении, в прохладе и комфорте. А не понравилась вещь или не подошла, всегда можно оформить отмену заказа».
Однако есть и те, кто ностальгирует по рынкам. «На базаре можно поторговаться, потрогать товар, сразу примерить, пообщаться с продавцом», – рассуждает пенсионер Галина из станицы Новопокровской. Но даже она признает, что теперь заказывает одежду в Интернете – «проще, чем тащиться через всю станицу».

Предприниматели в минусе?  

Алексей, несколько лет торговавший на вещевом рынке, рассказывает, что бизнес стал убыточным.
– Аренда росла, покупателей становилось все меньше. Люди приходили, смотрели, а потом искали дешевле в Интернете, – добавляет мужчина.
По его словам, многие коллеги, как и он, уже закрылись. Конкурировать с гигантами-маркетплейсами почти невозможно.  

Что будет дальше?  

Этот вопрос иногда задают себе и новопокровские предприниматели, которые еще держатся на плаву. Но часто не хотят отвечать на него даже сами себе. «Пока стоим за прилавком, кормим семью. А что будет дальше, время покажет», – отмечают многие.
Порассуждать на эту тему мы попросили и молодое поколение станичников. Представители поколения Альфа охотно нарисовали будущее. Итак, маркетплейсы против вещевого рынка: кто кого?
По мнению молодежи, через 20-30 лет традиционные рынки могут окончательно превратиться в нишевые площадки для любителей винтажа. Основная торговля уйдет в онлайн, в станицах наконец-то заработает доставка, чтобы вообще не выходить из дома, и будет она очень оперативной – возможно, с помощью дронов или роботов. Виртуальные примерочные и нейросети-консультанты заменят живых продавцов.  
А пока это будущее не наступило, мы, пользуясь возможностью, от души поздравляем всех реальных работников торговли с профессиональным праздником. Роботу ни эти слова, ни души точно не будут нужны и важны...
 

Joomla SEF URLs by Artio