Исповедь гончара, который не сделал макитру, но нашел дело жизни
Он превращает глину в искусство, детей – в мечтателей, а каждое изделие – в новую историю. Разговор с мастером, для которого керамика – не просто ремесло, а способ жить и чувствовать. Корреспондент «СГ» встретилась с единственным гончаром и керамистом в районе, мастером декоративно-прикладного искусства, преподавателем Центра творчества «Родные истоки» Владимиром Борисовым.
Владимир Борисов уверен, что керамика бесконечна. Это не просто процесс, это поиск. / Фото предоставлено В. Борисовым
Подсвечник выполнен мастером Владимиром Борисовым. / Фото предоставлено
В. Борисовым
Владимир Анатольевич, помните свое первое знакомство с глиной?
– Конечно. Это была чистая скука. Лет 20 назад. Сидели с товарищем, на столе было все: и «Бородинский», и сальце… А вот квашеной капусты не нашли. Я и решил – научусь солить сам, как бабушка, в макитре, которую сам же и сделаю. Так я и пришел к глине. Макитру, правда, до сих пор не сделал…
Почему гончарство стало не просто увлечением, а профессией?
– Потому что я все еще хочу сделать эту макитру. А если серьезно – керамика бесконечна. Это не просто процесс, это поиск. Работа ради одной только зарплаты – скука. А тут – каждый день что-то новое. Вдохновение приходит как хитрая тетка: когда тебе не до нее, лезет в голову, мешает жить, а потом исчезает. А ты уже сидишь за кругом, месишь глину и сам не понимаешь, как у тебя это получилось.
Для Вас керамика – это ремесло, искусство или медитация?
– Все сразу. Но если не изучишь ремесло – не станешь художником. Глина – барышня капризная. Все прощает, но долго учит. И при этом – не прощает лени.
Что до медитации… Если за кругом забудешься, можешь остаться без пальцев.
Вы самоучка?
– Да. Интернет – помощник, особенно в творческих сообществах. Что-то увидел, отложилось в памяти, потом на пальцах – и вот уже что-то новое. Хотя все это уже было. И орнамент, и форма, и мотив. Но вместе – это уже твое. Главное – работать. А не мистифицировать. Хотя… Иногда смотришь на готовую вещь и думаешь: «А как вообще это получилось?»
Глина может рассказать что-то о человеке?
Это поэты придумали: мол, вертится круг, думается о вечном. Мы – мастера, а не мистики. Просто работаем. А бывает – получается шедевр. Все остальное – болтовня.
А дети? Меняются ли они в работе с глиной? Видите среди них будущих мастеров?
– Из 100 ребят – двое по-настоящему интересуются. И только трое за все годы продолжают заниматься. Творчество – дело не денежное, родители это понимают. Поэтому у нас гончаров мало. Но лепить дети любят. Особенно – куклех из мультиков.
Есть ли сейчас в России перспективы для тех, кто хочет заниматься керамикой?
– Есть. Интерес растет. Красивых изделий много. Но выживают сильнейшие. Производств мало, зато частников прибавляется. В нашем районе тоже готовим базу. Так что – надежда есть.
И наконец, если бы вы могли описать керамику тремя словами…
– Любовь. Верность. Нежная сила. Потому что глина – женщина. К ней так и надо относиться.