– Женщина, можно взвесить на ваших весах этот пакет?
– Конечно. Кило восемьсот. А что у вас там?
– Два килограмма мяса, которые вы мне продали 15 минут назад.
Этот анекдот написан жизнью. Как часто нас обманывают и обвешивают? Можно ли защитить свои права потребителей? И кто поможет их отстоять? Об этом наш материал.
Имеем право
Эта дата в календаре не отмечена красным, но тем не менее она касается абсолютно каждого человека. Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг, заключая договоры на выполнение работ, все мы являемся потребителями. Всемирный день защиты наших прав был учрежден в 1962 году Организацией Объединенных Наций. Тогда же сформулированы четыре основных права потребителя: на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. В Российской Федерации основным документом, регулирующим потребительские отношения, является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7.02.1992 г. Он и регламентирует основные права потребителей. Их пять: право на безопасность товара (работы, услуги), право на качество, право на информацию, право на возмещение ущерба, право на судебную защиту.
Случай из жизни
Рассчитываясь на кассе в одном из супермаркетов, меня смутила сумма, указанная в чеке. Какой-то внутренний голос подсказывал: «Остановись, загляни в чек». Оплатив покупку, повинуюсь интуиции. Внимательно изучаю чек: хлеб х 1, печенье х 1, чай х 1, сахар х 1... пакет х 100! Вот это да! Мне умудрились продать сто пакетов, и таким образом сумма покупки увеличилась более чем на двести рублей.
Тут же отправляюсь к кассиру. Извинившись, он тут же начал стучать по клавиатуре своего компьютера, и мне вернули деньги. А вот если бы мой внутренний голос проспал и я заметила свое «приобретение» в 100 пакетов дома, то вряд ли бы удалось вернуть деньги.
В соответствии с этим стоит сделать первый вывод: считайте, что и сколько вы купили. Иначе можете заплатить за три шоколадки вместо двух, за лишний пакет молока и т.п. Помните, что даже добросовестный кассир может просто оказаться невнимательным и допустить ошибку. А расплачиваться за нее придется вам.
Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова в преддверии Всемирного дня прав потребителей провела презентацию государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru).
Ресурс создан Роспотребнадзором по поручению Правительства РФ для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав.
На портале размещена вся нормативная база по защите прав потребителей. В открытом доступе опубликована информация по всем органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Сколько вешать в граммах?
В лабиринте ярких упаковок и ценников каждый из нас бывает как минимум раз в неделю. Что подстерегает в нем покупателей?
Многие магазины да и производители тоже используют массу приемов, направленных на то, чтобы вытянуть из покупателей как можно больше денег. О некоторых хитростях рассказывает продавец магазина, который по ряду причин пожелал остаться неизвестным.
– Знали ли вы, что купленные расфасованные овощи и фрукты в реальности весят меньше, чем указано на упаковке? – рассказывает он. – В некоторых случаях лукавит производитель — невозможно же доложить в пакет 40 граммов яблок или моркови. Некоторых покупателей обманывает природа: овощи и фрукты имеют свойство усыхать при лежании. Поэтому, выбрав понравившийся товар, взвесьте его на контрольных весах, а еще лучше – приобретайте не фасованный товар. Так вы точно оплатите его фактическую стоимость.
Вывод второй: не платите за воздух.
Выгадали? Ошибаетесь!
Что больше всего привлекает покупателей? Правильно: скидки. Приятно же приобрести три товара по цене двух. Думаете, сэкономите семейный бюджет? Снова ошибаетесь. Оказывается, когда в магазинах нам предлагают приобрести, например, три одинаковых товара по цене двух, то это вовсе не скидка! В цену уже включена стоимость третьего. Возможно, что в соседнем магазине вы сможете приобрести одну единицу данного товара даже по меньшей цене.
Вывод третий: помните, что акция — это не всегда реальная скидка. Не ведитесь на уловки продавцов.
За 2015 год в ТОУ Роспотребнадзора с письменными жалобами на нарушение прав потребителей обратились 22 жителя Новопокровского района. Они были рассмотрены, права потребителей восстановлены. Чаще всего новопокровчане были не удовлетворены качеством приобретенных сотовых телефонов. Стоит отметить, что в отдел обращаются граждане не только с жалобами, но и за консультациями. В 2015 году специалисты Роспотребнадзора ответили на вопросы и разъяснили права более 100 жителям района.
Не отходя от кассы
– Многие покупатели не обращают внимание на тот факт, когда продавец на кассе самостоятельно набирает штрих-код товара, – продолжает делиться хитростями продавец. – Это делается в тех случаях, когда штрих-код с товара не считывается. Здесь покупателям необходимо проявить бдительность. Уставший за целый день продавец может ненарочно ошибиться всего в одной цифре. Тогда вы, к примеру, вместо курицы можете «приобрести» дорогую колбасу или любой другой товар.
Вывод четвертый: не платите за подмену. Не ленитесь изучить чек сразу после покупки, как говорится, не отходя от кассы.
Трюк с ценами
Магазины часто продают товар в крупной расфасовке значительно дороже, чем в маленькой. Почему? Потому что упаковки большого размера воспринимаются потребителем как экономичные. На самом деле в перерасчете на килограмм выгоднее приобретать небольшую фасовку.
– Формально никакого обмана покупателей нет, – рассказывает продавец магазина. – Цена на товарах указана в том числе и за килограмм, все можно посчитать и сравнить. Однако это мало кто делает.
Вывод пятый: если вы проявите принципиальность и совершите нехитрые расчеты, то можете сэкономить на очередной покупке.
Комментарий:
Игорь Николаевич Мещеряков, заместитель начальника ТОУ Роспотребнадзора по Тихорецкому, Новопокровскому и Белоглинскому районам:
– Потребитель всегда должен помнить, что у него есть права, защищенные на законодательном уровне. В случае покупки товара ненадлежащего качества потребитель должен обратиться с письменной претензией к предпринимателю либо юридическому лицу, продавшему ему товар. Претензия составляется в двух экземплярах. По истечении 10 дней с момента вручения претензии продавец обязан ответить. Причем не все знают, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Следующий этап — проведение экспертизы качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатка товара продавец обязан провести ее за свой счет.
Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.
В случае, если ненадлежащее качество товара возникло не по вине потребителя, он вправе выбирать, что потребовать от продавца: безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их устранение, соразмерно уменьшить покупную цену, заменить товар на аналогичный.
Фото А. Толстых.
Если все же так случилось, что вам продали некачественный товар, нарушили какие-либо другие права потребителей, не отчаивайтесь. Выход есть всегда. Защитой прав потребителей в нашей стране занимается Роспотребнадзор.
Консультации по вопросам защиты прав потребителей проводятся в ТОУ Роспотребнадзора по адресу: г. Тихорецк, ул. Подвойского, 113, тел.: 8-86196 – 7-12-44.