Как обманывают покупателей
«Купила сельдь в вакуумной упаковке, дома вскрыла. Кости от мякоти отстают, а запах — хоть из дома уходи. Неужели не видят, что продают?»
«На Новый год решили бутерброды с семгой сделать. Купили в магазине за три дня до праздника. Открыли 31 декабря. Пришлось выбросить: это есть нельзя. Видимо, просроченный товар переупаковали».
«Мы в магазине батон из будущего видели. Начали удивляться, а продавец посмотрел, как будто так и должно быть».
«У меня сын умудрился купить сосиски с пятилетним сроком хранения».
А еще люди жалуются, что вес не соответствует действительности, после разморозки шубы льда на морепродуктах исчезает как минимум 200 грамм, «свежее» по дате молоко оказывается кислым и т. д. К тому же постоянно задают вопрос: «Что мы едим? Сыр, творог, сметана фальсифицированные, колбаса — сплошной крахмал, красители, эмульгаторы».
Будет ли в сфере торговли когда-нибудь наведен порядок?
«За честные продукты»
Есть федеральный проект «За честные продукты!» Если вы зайдете на сайт, то сможете ознакомиться со списками «Подозрительные» производители и «подозрительные» поставщики продуктов питания в розничную торговую сеть» и «Честные» производители и поставщики «честных» продуктов питания», а заодно и о мерах, принимаемых к нарушителям правил и норм.
Ведущий эксперт, координатор данного проекта Александр Бражко в апреле дал интервью «Российской газете».
В материале «Маслом вверх» сообщается, что федеральная проверка Росконтроля показала, что 60 процентов сыров российского и белорусского производства являются фальсификатом. Некачественная и нередко вредная молочная продукция сотнями тысяч тонн расходится по магазинам.
Александр Бражко в ходе интервью поясняет, что «розничные магазины готовятся к плановым проверкам, и контролеры могут найти на полках лишь пыль, а в санитарной книжке лишь недочеты. То есть какую-то мелочь, за которую можно формально оштрафовать предпринимателя на 10 - 20 тысяч, но фальсификат при этом не находят. Когда случается ЧП, уже поздно что-то контролировать. Внеплановые проверки Роспотребнадзора с января прошлого года тоже стали фактически невозможны. Изменился закон: теперь потребителю необходимо направить «обоснованную» претензию директору магазина. Это значит, что нужно с документами доказать, что нарушены права покупателя, а это практически невозможно. Эти поправки вводились, чтобы защитить бизнес от «потребителей-террористов», которые пытаются любыми способами засудить магазины и заработать на этом, но в сфере борьбы с фальсификатом получился правовой казус. Единственный документ, доказывающий фальсификацию продукта питания, - заключение эксперта и протокол лабораторных испытаний. Если вы сами купите «подозрительное» масло и отнесете его на проверку, то протокол не примут. По сложившейся судебной практике придется еще доказывать, что купленный товар не заменили на другой по дороге в лабораторию».
Получается, что контролер и потребитель должны работать в одной связке, если хотят чего-то добиться. Кодекс административных правонарушений позволяет любому гражданину сообщить властям о подозрительных продуктах. Тогда Россельхознадзор или Роспотребнадзор обязаны будут возбудить дело, выйти на место производства, хранения или продажи продукции, провести лабораторные исследования. И по неудовлетворительному результату привлечь предприятие к ответственности.
Фокусники за прилавком
Как действовать, если вы купили некачественный или просроченный товар? Прежде всего научитесь всегда брать чеки и какое-то время хранить их. Они нужны для того, чтобы доказать администрации магазин, что брали продукт именно там.
В торговой точке вам обязаны вернуть деньги, если продали некачественные рыбу или молоко. Необязательно возвращать только селедку с душком или сыр с плесенью, в сорте которого она не предусмотрена по ГОСТу. Можно и нужно возвращать, если продукт имеет аппетитный и привлекательный вид, но при вскрытии упаковки вы понимаете, что он вымоченный в растворах или «надутый» для увеличения веса шприцами.
Сегодня искусство обмана покупателей доведено до совершенства. За прилавками некоторых магазинов работают настоящие фокусники: с помощью уксуса и красителей превращают тухлое мясо в свежее, тушки кур реанимируют отбеливателем и раствором соды, тухлую рыбу превращают в копченую с помощью ароматизаторов, фрукты маскируют воском и губной помадой.
И уж совсем не секрет, что на товаре с истекающим сроком годности часто перебивают этикетку. А просроченную колбасу или сыр, например, превращают в нарезку и пакуют или пускают в салаты.
Есть подозрения? Обращайтесь в « Роспотребнадзор»: 8-861 (49) 7-17-30.