С 1 июля 2017 года все, кто торгует в нашей стране не только в городах, но и в селах крепкими алкогольными напитками, в обязательном порядке будут отчитываться о своих продажах. Таким образом станет видна «судьба» каждой легальной бутылки с алкоголем. Для этого и заводы, и дистрибьюторы, и торговые сети, и даже самые маленькие сельские магазины в обязательном порядке подключат специальное оборудование, которое фиксирует процесс продаж в Единой государственной автоматизированной системе учета производства и оборота спиртного (ЕГАИС).
Что это за система и какие цели она преследует, мы решили детально выяснить. За ответами обратились к начальнику отдела торговли и бытового обслуживания населения администрации МО Новопокровский район Николаю Николаевичу Маркову.
В тестовом режиме
– Фиксировать продажу алкоголя в ЕГАИС оптовые продавцы начали с 1 января 2016 года, розничные операторы – с 1 июля 2016-го, – рассказывает Николай Николаевич. – Исключение было сделано лишь для торговых точек в сельской местности. Для них это правило заработает только с 1 июля текущего года.
В настоящее время в сельских поселениях района система уже начала работать, правда, пока в тестовом режиме. Но это только по части продаж. В отношении фиксации закупок отсрочек у сельских поселений нет.
Сегодня в Новопокровском районе легально торгуют крепким алкоголем 42 торговые точки. На это они имеют соответствующую лицензию. Ни один предприниматель не планирует отказаться от реализации алкоголя и в будущем. Все приобрели необходимое оборудование. Для передачи в ЕГАИС сведений о розничных продажах алкоголя в магазинах должен быть установлен специальный терминал с кассовой программой, 2D-сканером штрих-кодов, который может считывать штрих-коды на федеральных специальных и акцизных марках, а касса оснащена фискальным регистратором для печати чеков с QR-кодом. Затраты на все это оборудование ложатся на плечи предпринимателей.
Делаем вывод: если для крупных торговых сетей покупка дорогостоящего оборудования не сильно бьет по карману (их доходы от реализации алкоголя превышают эти расходы), то для маленьких магазинов новинка обернется серьезными расходами.
Вне зоны доступа
Одним из технических условий для подключения к ЕГАИС является доступность Интернета. Теоретически точки доступа к всемирной паутине есть во всех сельских поселениях, а вот какая скорость передачи данных – это уже другой вопрос. В настоящее время, пока предприниматели сельских поселений только передают данные о закупленной партии алкоголя, они могут с ноутбуком отправиться на тот край населенного пункта, где связь устойчива. Станет намного сложнее, когда через всемирную сеть нужно будет проводить каждую проданную бутылку спиртного. Возможно, что за время данной отсрочки до 1 июля технический прогресс дойдет и до глубинки.
Как работает ЕГАИС
На каждой бутылке с алкоголем есть специальная марка. На нее нанесен двумерный штрих-код с подробной информацией о производителе, лицензии, дате розлива и другими характеристиками напитка.
Факт закупки или продажи каждой единицы алкогольной продукции должен быть зафиксирован в ЕГАИС. Так, при продаже алкоголя кассир сканером считывает специальную марку и сведения о товаре записываются в память кассового ПО; товар добавляется в чек, а в момент погашения чека сведения о проданной единице алкогольной продукции передаются в ЕГАИС по телекоммуникационным каналам в режиме реального времени.
Мимо кассы
По словам Николая Николаевича Маркова, если у предпринимателя нет возможности зафиксировать в ЕГАИС каждую закупленную и проданную бутылку, он должен с 1 июля прекратить продажу.
– Игнорирование закона влечет серьезную ответственность. Прежде всего, это отзыв лицензии на продажу алкогольной продукции. Алкоголь, сведения о котором отсутствуют в ЕГАИС, считается нелегальным. К тому же к нарушителям применяются штрафные санкции: на юридическое лицо накладывается штраф от 150000 до 200000 рублей, на физическое лицо (руководителя) – до 15000 рублей.
Борьба с контрафактом
Сегодня в стране от 20 до 50% алкоголя реализуется нелегально. Чтобы эти цифры изменить в меньшую сторону и была запущена ЕГАИС. С 1 июля, когда к системе подключатся и сельские поселения, будет учтена каждая произведенная в стране или закупленная за границей бутылка крепкого алкоголя. Всё, что окажется вне системы, будет считаться контрафактом.
По данным отдела МВД России по Новопокровскому району, в 2016 году из незаконного оборота было изъято 426 литров алкогольной продукции, что больше, чем за аналогичный период 2015-го.
Сами с усами
В чем плюсы внедрения такой системы для потребителя? Прежде всего в том, что ЕГАИС предназначена для того, чтобы защитить нас с вами от контрафактной продукции. Покупая алкоголь, каждый получит дополнительно слип — это такой добавочный чек, который содержит QR-код со ссылкой для перехода на сайт для получения информации о том, где и когда был произведен алкоголь. Для работы с кодом потребитель может установить на телефоне бесплатное приложение для считывания двумерных кодов. Если такой возможности нет, то можно воспользоваться компьютером: надо вручную ввести в строку браузера ссылку на сайт, которая напечатана на чеке рядом с QR-кодом.
Доверяй, но проверяй
В станице Новопокровской крупные торговые точки уже работают с ЕГАИС. И мы решили на практике проверить, как работает антиконтрафактная система. Скачав специальное приложение на мобильный телефон, приобрели бутылку вина. Получив на кассе дополнительный чек с QR-кодом и интернет-ссылкой, приступили к проверке.
Просканировав код, перешли по ссылке на сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ. Информация из чека прошла проверку. На экране высветились дата, время, место, где приобретено вино, а также название алкогольной продукции, крепость, объем, производитель, его ИНН и КПП. Все графы были заполнены, все сведения совпали с данными, указанными в чеке и на бутылке.
Пробовать второй вариант проверки – интернет-ссылку – не стали. Ввести в строку браузера более 90 символов – задачка не для ленивых. Но, уверены, что и этот вариант сработал бы обязательно.
Итак, подведем итог. Ключевая цель внедрения ЕГАИС достигнута. Прозрачность и единый контроль на всех циклах и этапах производства и продажи каждой бутылки алкоголя обеспечены.