Запомнить меня

Храмы Новопокровской-2

Храмы Новопокровской-2

Храмы Новопокровской-1

1897 году из 2427 семей в станице Новопокровской 2414 были православными. В них свято чтили православные традиции. Даже в лихие годы Гражданской войны в церквях было много станичников. Известный писатель, историк Ф.И. Елисеев в своем повествовании «С корниловским конным» передает впечатление о службе в храмах станицы Новопокровской в разгар Гражданской войны: «Шел второй день Святой Пасхи. Было часов 8 утра. Навстречу нам идет народ в церковь в праздничных нарядах, словно в мире все спокойно. Идут семьями. Вижу двух урядников моей 2-й сотни».

Церкви станицы отличались редкой красотой и привлекали внимание всех, кто впервые сюда приезжал. Вот как описывает одну из церквей в статье «Не поросло быльем былое», опубликованной в «Сельской газете» 27 сентября 1997 года Мария Васильевна Колтеева, которая видела ее до разрушения: «А стояла старая Покровская церковь не на месте Дворца культуры, а немного ближе к мемориалу, а вокруг нее стояла красивая (из винтового железа с кирпичными опорами) ограда (элементы ее и ныне можно видеть вокруг аптеки, части территории санатория и бывшего снесенного парка имени Пушкина). Она проходила  по месту нынешнего РДК на юго-восток и северо-запад по участку мемориала погибшим в Гражданской и Отечественной войнах. Здание церкви было огромным, красивым. Перед моими глазами и сейчас всплывают яркогорящие на солнце купола и величавые кресты. О той церкви так и хочется сказать: монументальная и величественная. И обидно, что разрушили такую красоту».

… Но осталась

вера

Храмы разрушили мест-ные поборники атеизма в 1937-1938 годах. Не повезло станице тогда: уж больно рьяные исполнители нелепых задумок верхов оказались у власти. «Рождества Богородицкую церковь, - вспоминал ветеран труда Владимир Федорович Турлянский, - начали разрушать в 1937 году. 1 сентября этого года я пошел в первый класс. У нас учительницей была Александра Александровна Каменева. В один из учебных дней в школу пришел незнакомый мужчина. Александра Александровна и он стали о чем-то тихо беседовать. Через некоторое время он ушел, а учительница объявила нам, что завтра пойдем в центр станицы и чтобы все принесли тухлые яйца. С нами учились взрослые ребята. Они сразу поинтересовались: зачем они нужны? Александра Александровна ответила, что возле церкви соберутся сектанты и их нужно забросать яйцами, чтобы они туда больше не приходили. На следующий день после уроков мы пришли к храму Рождества Пресвятой Богородицы. «Сектантов» там не было, а активно шел ее демонтаж. Здоровые мужики прицепили веревки к куполу и стали его раскачивать. Неожиданно он рухнул на землю и разбился. Мужики стали разбирать доски. Один из них сказал нам, чтобы мы прислали на помощь к ним своих родителей. Взрослые жалели долго о храме. Он был на редкость красивым. Стены украшали фрески на  библейские темы. Были и богатые иконы. Когда рушили храм, иконы куда-то исчезли. Позже появились большие храмовые иконы в некоторых семьях».

Храмы варвары разрушили, но православную веру им не удалось задавить. Станичники соблюдали религиозные обряды и в самые суровые годины гонений на церковь. В период оккупации станицы фашистами (в 1942 году) в станице был открыт приход. Он, несмотря на гонения на православных, сохранился и после войны. В сороковые годы располагался в здании  магазина (где сейчас находится мебельный магазин райпотребсоюза на углу улиц Первомайской и Почтовой у парка). Даже в то тяжкое для православных людей время там проходили богослужения при большом стечении народа. Ветеран педагогического труда Клавдия Семеновна Татаринцева вспоминает часто о православных праздниках той поры: «Особенно дорог для меня праздник Пасхи. Еще в детстве я ходила с бабушкой в церковь, которая находилась тогда в центре, где позже был хозяйственный магазин, на всенощную службу. К ней мы долго и тщательно готовились. Выпекали пасхи, пироги, варили и красили в разные цвета  яйца. Наводили идеальную чистоту в доме. После торжественной службы и освящения, принесенных с собой продуктов, мы возвращались домой, открывали дверь, торжественно и приподнято произносили «Христос воскрес!» и слышали в ответ: «Воистину воскрес!». Затем все садились за праздничный стол. Я до сих пор помню необычайно вкусную пасхальную еду, необычайно приподнятое праздничное настроение».  

Станичный молитвенный дом несколько раз пытались закрыть, но православные люди и честные работники прокуратуры не допустили кощунства. После Великой Отечественной войны в станице Новопокровской вновь пошло наступление на религию. Чтобы искоренить православную веру в станице, рьяным атеистам нужно было для начала любыми путями закрыть молитвенный дом. На заседании исполкома райсовета Новопокровского района Краснодарского края 13 мая 1946 года (на нем присутствовали члены исполкома Горбунов, Соловьев, Ильинский, Яценко, Жихарева, секретари РК ВКП(б) Чередниченко и Бондаренко, а докладывал секретарь исполкома Аблаев) было решено: «Предложить совету религиозной общины освободить занимаемое здание под молитвенный дом и передать РПС, в противном случае вопрос передать в народный суд. Обязать директора Жилкоммунтреста тов. Кассай отвести для молитвенного дома здание за наличный расчет». То есть лютовавшие безбожники создавали условия для ликвидации очага православия в Новопокровской. А чтобы не было отступления от решения, исполком райсовета под предлогом заботы о покупателях обязал райпотребсоюз с 1 июня 1946 года в здании, где располагался молитвенный дом, приступить «… к ремонту и оборудованию магазина для расширения торговой сети». Это решение исполкома райсовета опротестовал прокурор района М.И. Калинин. Протест прокурора был рассмотрен исполкомом райсовета 13 июня 1946 года. Решение исполкома от 13 мая 1946 года, как противоречащее постановлению СНК РСФСР от 29 июня 1939 года, было отменено. Директора Жилкоммунтреста Кассай исполком районного Совета депутатов трудящихся обязал «отвести для молитвенного дома здание на длительный срок в аренду». В архиве храма Рождества Пресвятой Богородицы хранится документ о приобретении здания для молитвенного дома, заверенный 30 июня 1946 года подписями директора новопокровского Жилкоммунтреста и уполномоченными совета религиозной общины Кузьмы Ивановича Чуланова, Ивана Федоровича Мясникова, Василия Васильевича Борисова, Дмитрия Макаровича Ерохина. Так, благодаря смелости, настойчивости и истинной вере в Бога наших земляков удалось сохранить в райцентре очаг православной культуры, духовный центр нашего православного народа.

(Продолжение следует).

Joomla SEF URLs by Artio