Говорят, что человек, родившийся в день, приходящийся на церковный праздник, должен обладать особым светом. Полина Федотовна Маляренко справляет именины 19 августа, в яблочный Спас. И всю жизнь ей помогает именно этот душевный свет не сгибаться под проблемами, не пасовать перед трудностями. В нынешнем году Полине Федотовне 90 лет исполнилось. Вспоминая прошлое, как на экране мелькают картины.
Вот она девочка... Отец и мать – крестьяне. В семье семеро детей, среди которых Полина. Жили они небогато, но дружно. Только безоблачное детство для девочки быстро закончилось. В голодном 1933-м умерли родители, а из детей остались лишь две сестры и брат. Полина выжила благодаря тому, что ходила по дворам и помогала – кому гусей пасти, кому ребенка нянчить, а хозяева оголодавшую девочку подкармливали, чем могли...
Вот она надевает военную форму... 20 лет было Полине, когда началась Великая Отечественная война. Девушка решила, что её место на фронте. В Тбилиси прошла двухмесячные курсы по подготовке радистов и ее вместе с другими отправили на «товарнике» на сборный пункт. По пути следования налетели вражеские самолеты и начали бомбить состав. Страшное зрелище предстало перед Полиной после... Обугленные вагоны, бездыханные и истекающие кровью тела... Из тысячи человек осталась половина. Погибших хоронили тут же, у насыпи.На станции, куда привезли оставшихся в живых, будущих бойцов распределили по военчастям. Полину отправили на Украину.
На адаптацию времени не было. Сразу приступила к выполнению своих обязанностей. Задача радиотелеграфисток – обеспечение устойчивой связью командного пункта с огневой позицией батареи.
Приходилось много времени проводить в пути. Как только батарея занимала позицию, телефонисты тянули кабель на командный пункт. Быстро это сделать не всегда удавалось из-за особенностей местности. Прокладывали кабель и в горах, и через топкие болота. Рыли для себя окопы, оборудовали их лавочками, и старались надежно защитить от пуль и осколков радиостанцию и телефонный аппарат. В эфире нужно было работать четко и быстро, чтобы избежать засечки противником.
- Нам не приходилось сидеть в штабах, место нашей службы, как правило, было в чистом поле, - рассказывала ветеран. - Порою от смерти были на волосок. Частенько над головами летали снаряды. Все горит, гудит вокруг... А мы, стиснув зубы от страха, стараемся уловить среди писка и свиста позывные частей.
Остановились у населенного пункта Дебальцево Донецкой области. Вблизи – железнодорожная станция. Радиотелеграфистки, как обычно, сидя в окопе, настроили аппаратуру – передают или принимают важную информацию. И вдруг неожиданно завязывается бой. Девушки оказались в самом пекле. Грохот артиллерийской канонады, залпы «катюш», шум моторов штурмовиков, бомбардировщиков – все слилось в сплошной гул. Обе стороны несли ощутимые потери... Много советских солдат погибло в том бою. Только чудом радистки остались живы...
Дело шло к зиме. Девушки переправлялись через реку. Радиотелеграфистка Маляренко оступилась и упала в ледяную воду. Тогда-то подхватила воспаление легких. Но в ближайшем госпитале лечили только раненых.
- Дела у меня были совсем плохи, - вспоминала ветеран, - поэтому дали сопровождающую и отправили в тыл, в Краснодар. Я сообщила о том, что от города недалеко моя родина – станица Калниболотская, поэтому пошли навстречу и послали домой подкреплять здоровье.
Видно, сильно сразила меня болезнь, потому что после больницы дали отсрочку. Взяли в школу физруком. А потом и вовсе комиссовали. Я всегда верила: наш народ не победить. Все радовались успехам нашей армии и ждали окончания войны.
С победным маем в станицу начали возвращаться мужчины. Женщина перешла работать в страховой отдел на почту. Некоторое время трудилась в колхозе.
Только в 1950-м году Полина Федотовна повстречала будущего мужа Александра Николаевича, их брак длился 50 счастливых лет. Супруга пережила мужа. Но и сегодня она не одинока, потому что всегда рядом двое её детей – сын и дочь, четыре внучки и правнучек.
- Полина Федотовна, смотрю на вас и восхищаюсь: вы не выглядите на свои 90 лет! Можно ли узнать секрет долголетия?
- А секреты природа хранит, - улыбается бабушка. - У нас это, видимо, семейное – долгожительство: сестре исполнилось 98 лет, брат умер в возрасте 97 лет из-за несчастного случая. Да от питания многое зависит. Вот мы ведь в детстве не ели никакой химии, как сейчас вы травитесь всякими чипсами, кириешками. Основу нашей еды всегда составляла пища растительного происхождения, да травки всякие – «заячьи ушки», лебеда и другие. Может, в том-то и весь секрет – кушать мало да разборчиво?
Фото из семейного архива.