18 июня 2022 в пьемонтском городке Одзано (Ozzano) в присутствии соотечественников и итальянских любителей русской культуры состоялось торжественное открытие Русского дома имени Чехова, который теперь будет работать в Пьемонте и Северной Италии.
«При чем тут Чехов?» – спросите вы. А при том! Чехов очень любил Италию, путешествовал по ней трижды, в письмах заявлял, что «кто в Италии не бывал – тот и не жил», а умирая в Германии, повторял, что, окажись он под небом Данте и Петрарки, мигом бы выздоровел и прожил бы еще сто лет.
Русский дом, как и любой обычный дом, построила и наполнила смыслом семья – московские писатели и переводчики Ирина Ковалева и Иван Белокрылов, их дочь Дарья Белокрылова, тоже поэтесса и переводчица, и ее муж Давиде Беккария. Пока в Европе пытаются отменить русскую культуру, здесь ее решили применить к каждому участнику мероприятия, чтобы тот прочувствовал свой персонаж всем сердцем и уж точно никогда уже больше не забыл. А для этого произвели историко-литературную реконструкцию чеховской эпохи и всемирно известных литературных произведений, причем принадлежащих не только перу Антона Павловича.
Хозяек волшебной виноградной долины, на территории которой проходило это необычное мероприятие, – сестер Сильвию и Лауру Беккария вместе с мамой Марией-Терезой одели в наряды итальянок конца XIX – начала ХХ века, которыми так восхищался Чехов. В роли самого Чехова выступил вице-президент Русского дома – Давиде Антонио Беккария: тезка писателя настолько вошел в его образ, что временами казалось, что перед собравшимися действительно стоит Антон Павлович собственной персоной!
Президент Русского дома Дарья Белокрылова преобразилась в жену писателя Ольгу Книппер-Чехову, художественный руководитель Иван Белокрылов выступил в роли друга и издателя Чехова Алексея Суворина. Президент Русского дома в Генуе, от которого отпочковался новорожденный Русский дом в Пьемонте, Лариса Смирнова, превратилась в незнакомку Блока. Поэтесса и певица Марина Самсонова предстала в образе Наташи Ростовой, а ее муж Раффаэле сопровождал жену в качестве Пьера Безухова. Из той же наполеоновской эпохи, навевающей ассоциации с «Войной и миром» Льва Толстого, оказался костюм Саманты Панца, хозяйки всей этой сказочной коллекции исторической одежды, которая предоставляется и для съёмок исторических фильмов, включая голливудские (Шон Коннери появлялся на экранах в этих костюмах, и не он один), и для реконструкций исторических событий.
Ателье Саманты, а вернее музей исторической одежды, находится в Асти и называется «Принцесса Валентина» – в честь жившей в четырнадцатом веке принцессы Валентины Висконти (Валентины Миланской), одной из самых образованных и богатых невест Европы своего времени. Ее обручали четыре раза, но принцесса умудрилась расторгнуть три помолвки. Когда же ее все-таки вынудили выйти замуж за герцога Орлеанского, на венчание строптивая красавица явилась в траурном черном платье. Однако ее брак оказался на редкость счастливым.
В день венчания Валентины в Асти устраивают знаменитое Палио – празднуют годовщину ее свадьбы в костюмах эпохи, повторяя праздник во всех деталях. Говорят, что девушка, надевшая платье Валентины, в ближайшее время непременно выйдет замуж по большой любви, даже если до этого на примете у нее никого не было. В роли принцессы Валентины на открытии Русского дома выступала прекрасная Стефания, ее привела на праздник мама Грациелла, изучающая русский язык на курсах при Русском доме. Подождем немного и проверим – сработает ли примета?
Ну а образ датской принцессы Дагмары, а вернее – вдовствующей русской императрицы Марии Федоровны, примерила на себя Ирина Ковалева – почетный президент Русского дома имени Чехова. «Не думаю, – сказала она, – что нечто подобное происходило хотя бы раз на открытии других Русских домов. Отечественная и зарубежная культура на открытии нашей культурной ассоциации были представлены в лицах, во взаимопереплетении творческих и дружеских связей, которые никому не разорвать. А ленточку мы разрезали под виртуозную барабанную дробь младшего сына Саманты. На мероприятии были и дети соотечественников из двуязычных семей. Это значит, что смена подрастает, и она не будет оторвана от своих корней».
Ирина Ковалёва, президент международных фестивалей «Генуэзский маяк» и «Степная лира».