Наше знакомство с Натальей Михайловной Новосельцевой, которая работает детским психологом вот уже 14 лет, состоялось на одном из ее индивидуальных занятий. Педагог, четко выговаривая каждое слово, спрашивала у маленького воспитанника:
- Сеня, это у нас кто?
Получив ответ, доброжелательно хвалила и подтверждала верный ответ:
- Правильно, Сеня. Это ежик. А что он несет на иголках?
Не будем пересказывать каждую фразу из занятия. Но из увиденного и услышанного можно сделать один вывод: детская психология – это нечто особенное. Что-то очень доброе и нужное.
Еще из курса институтских лекций по психологии вспоминается, что психология – это наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности, а если говорить проще, то это наука о душе. Кроме этого, припоминаются только общеизвестные виды темпераментов, такие, как холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Больше, пожалуй, из этой науки я ничего и не усвоила.
А что же такое из себя представляет детский психолог? Почему многим детям требуется профессиональная психологическая помощь?
{mospagebreak title=Ну-ка, мишке улыбнись!}
Ну-ка, мишке улыбнись!
Начинает свою работу Наталья Михайловна с детьми из средней группы. И как только малыши достигают 4-5-летнего возраста, они проходят обследование на уровень психического развития. Помимо основных ребят, посещающих детский сад, она занимается с консультативной группой – детьми, имеющими личностные особенности.
По словам Н.М. Новосельцевой, на индивидуальные занятия к ней попадают малыши, у которых «страдает» логопедический процесс. И это совсем не значит, что ребенок только плохо разговаривает. Просто все дети разные. Один может развиваться быстрее, другой – медленнее. Иногда случается, что развитие какой-то физической функции надо «подтолкнуть», чтобы привести в норму усвоение знаний или поведение.
- Некоторые родители ждут от моих занятий того, что их ребенок станет для них «удобным», - рассказывает Наталья Михайловна. - Так не бывает. «Не таких» и «плохих» детей не может быть. Просто взрослые часто не понимают, что любимое чадо нужно просто выслушать. Это главное, чего ждут наши дошкольники от родных и близких.
А моя задача как психолога социально-приемлемыми способами создавать условия эффективного развития каждого ребенка, способствовать эмоциональному благополучию, физическому и психическому здоровью детей.
Работает Н.М. Новосельцева по нескольким методическим пособиям, которые считает незаменимыми и ценными. Например, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Это одна из самых любимых ее настольных книг.
Для каждого взрослого человека понятно, что такое радость или страх. А многие дети не могут распознавать эмоции. Поэтому с детьми старшей группы психолог занимается развитием эмоциональной сферы.
Как объяснить пятилетнему малышу, что такое, например, радость? Для лучшего усвоения Наталья Михайловна изготовила большие кубики, на гранях которых нарисованы разные сказочные персонажи с зеркалами вместо лиц. И на занятии она предлагает ребенку посмотреть на персонаж и улыбнуться, если это радость, выразить испуг или удивление, посмотревшись в зеркальный кубик.
Таким образом через вхождение в образ героя дети знакомятся и закрепляют знания об эмоциях.
После каждого занятия воспитателям и родителям Наталья Михайловна рассказывает, что сегодня ребенок узнал, что у него получилось, а что нет. И обязательно дает рекомендации по дальнейшему закреплению пройденного.
- Конечно, - считает педагог, - чтобы моя работа была видна, нужны не только слаженные действия психолога, воспитателя и родителей, нужны система и время.
Наверное, в каждой семье бывают ссоры и скандалы. Важно помнить, что взрослые не должны делать своего ребенка их участником, нанося тем самым непоправимый вред его психическому здоровью.
{mospagebreak title=Моя семья – мое богатство}
Моя семья – мое богатство
- Я счастливый человек, - рассказывает Н.М. Новосельцева. - Сразу после окончания института по специализации педагог-психолог пришла в детский сад и начала заниматься любимым делом.
Так случилось, что моим наставником стала Нина Федоровна Бекетова. Очень грамотный психолог, много лет проработавшая с детьми в образовательном учреждении. В первые годы своей профессиональной деятельности я часто обращалась к ней за советом. Навсегда запомнились ее слова: «Психолог в дет-ском саду – это адвокат ребенка». С тех пор я работаю под этим девизом. И не один раз убеждалась в правильности этих слов. Первые мои воспитанники уже совсем взрослые, у некоторых есть собственные дети. Другие сейчас ходят в школу, и при встрече непременно приветствуют.
А дома Наталью Михайловну ежедневно с нетерпением ждет ее семья: муж Евгений и сыновья – четырнадцатилетний Артем и пятилетний Тимур. И всем нужно уделить внимание.
- Не знаю, как бы я справилась без мудрых советов и поддержки своего супруга. Да и сыновья по мере сил помогают. Прихожу домой и шучу: «Закройте меня хотя бы на полчаса в подвале, чтобы я потерялась во времени», - смеется педагог. - И домочадцы знают, что маму в течение некоторого времени не надо донимать расспросами. После проведения группового и 3-4 индивидуальных занятий хочется на некоторое время остаться одной и просто отдохнуть.
Человеком творческим Н.М. Новосельцева себя не считает. Признается, что лучший отдых для нее – просто выкроить минутку и насладиться ничегонеделанием.
{mospagebreak title=Три направления}
Три направления
Вообще работу психолога в детском саду можно условно разделить на три направления. Первое из них – работа с детьми, имеющими личностные особенности, второе – адаптация «домашних» детей и третье – психологическая работа с персоналом детского сада и родителями.
Последнее особенно меня заинтересовало.
С родителями все понятно: после каждого индивидуального занятия они получают четкие инструкции от психолога по дальнейшим действиям, направленным на улучшение психического состояния собственных детей. Проводятся тематические родительские собрания, где педагог рассказывает, какую линию поведения необходимо выбрать родителям в той или иной ситуации, чтобы суметь снять с ребенка агрессию, направить его поведение в сторону доброжелательного отношения со сверстниками и близкими, и многое другое.
С воспитателями и персоналом образовательного учреждения Н.М. Новосельцева проводит регулярные психологические лектории с элементами тренинга, направленные на создание и поддержание положительного фона и доброжелательности в трудовом коллективе. Они состоят из теоретической части и игры, в которой психолог предлагает и обучает воспитателей позитивному мышлению. Большая роль здесь отводится работе по психологическому просвещению взрослых о психологии воспитанников, возрастных изменениях детей, организации общения взрослого с ребенком и детей разного возраста между собой.
Большая работа ведется в направлении адаптации «домашних» детей. Педагоги считают, что чем раньше приходит ребенок в дошкольное образовательное учреждение, тем легче проходит его адаптация и социолизация. Но часто случается и так, что дети до 5-6 лет находятся под присмотром бабушек, тетушек. И когда они впервые переступают порог детского сада, где их окружают незнакомые люди, обстановка, то происходят серьезная перестройка всех их отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. А это может серьезно сказаться на снижении речевой и игровой активности, выражаться в сильных переживаниях. И тут уж никак нельзя обойтись без помощи профессионального детского психолога.
Фото А. Толстых.