Япония. Страна Восходящего Солнца. Как много прекрасных ассоциаций связано с этим местом. Здесь вам и красивейшие пейзажи, и древние культурные обычаи, и, конечно же, гора Фудзияма с её мистическим лесом Аокигахара (Лес самоубийц). Среди культурных веяний этой страны наиболее масштабные темпы набрала распространение японская анимация, или просто аниме.
Первые попытки анимирования нарисованной картинки предпринимаются японскими режиссёрами ещё в начале 20 века. Так, самым первым мультфильмом принято считать созданный в 1907 году небольшой ролик Katsudo Shashin (Движущиеся картинки). По продолжительности он занимал всего 3 секунды и состоял из 50 нарисованных кадров. Также одним из самых первых аниме заслуженно считается созданный в 1917 году двухминутный ролик Namakura-gatana. По его сюжету, один из самураев пытается испытать свой новоприобретённый меч, но терпит сокрушительное поражение от обычного прохожего.
Своим нынешним видом японская анимация обзавелась благодаря известному аниматору и мангаке (манга — что-то наподобие комиксов, только с более глубоким сюжетом) Осаму Тэдзуке. Именно он первым начал рисовать большие глаза у своих персонажей. На это его вдохновили анимационные успехи американской студии Disney. Одним из самых известных произведений автора считается Tetsuwan Atomu. На западе данные манга и аниме известны под названием Astro Boy.
Наибольшее развитие аниме получает в 80-е годы 20 столетия. Это время многие исследователи японской культуры называют «Золотым веком аниме». Именно в этот период возникают такие знаковые для японской анимации произведения, как Space Battleship Yamato и Mobile Suit Gundam. Кстати, именно Космический крейсер Ямато стал одной из главных причин появления ценителей аниме в России (так называемая Первая волна). В этот период в Японии появляются первые отаку — люди, которые являются до фанатизма преданными поклонниками аниме-сериалов и их персонажей. Данное движение начинает распространяться и на другие страны, в частности, Россию, но здесь уже приобретает несколько иное значение. В России отаку, это просто любители японской анимации, не проявляющие фанатичных наклонностей.
В это время начинает свою творческую деятельность такой известный режиссёр, как Маммору Осии. Одним из первых его творений является фантастическая комедия Urusei Yatsura (Несносные пришельцы). Сам сериал не снискал какой-либо популярности, а огромная слава к режиссёру пришла уже гораздо позже, в середине 1990 с выходом легендарного анимационного фильма Призрак в доспехах. Нельзя забывать и о творчестве такого известного режиссёра, как Хаяо Миядзаки. В 1984 году он выпускает свой первый полнометражный фильм Навсикая из Долины ветров. После выхода фильма Миядзаки и его партнёр по творчеству Исао Такахата получили возможность основать свою анимационную студию. Они дали ей название Studio Ghibli. Под этим знаменем впоследствии выйдут и другие культовые работы господина Миядзаки, в том числе и получивший премию Оскар за «лучший анимационный фильм на иностранном языке» и «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале анимационный фильм Унесённые призраками.
История японской анимации гораздо более обширна, чем сказано выше. Она охватывает и более поздние временные отрезки. Но если описывать всё более детально, то вполне можно составить среднюю по размерам книгу. В дальнейшем мы рассмотрим исторический период с начала 1990 годов и до конца 2000-х годов.