У каждой семьи есть своя история, связанная с Великой Отечественной войной. Мужчины уходили на фронт, рискуя жизнью, а их близкие оставались в тылу. Жены, матери и дети ждали возвращения защитников, сталкиваясь с трудностями и лишениями.
Одни вернулись домой героями, другие даже не успели сказать родным «прощай»… В канун 9 Мая журналист «СГ» встретился с семьей, чьи близкие сражались за Родину, переносили ужасы войны и приближали победу. Эту историю Гуторкины-Хмелевские передают родным из поколения в поколение.
Папин папа
– Дорогой дедушка, как жаль, что ты не узнал, что мы победили… – тихо произносит Наталья Васильевна Хмелевская из станицы Ильинской.
Женщина протягивает мне письмо с фронта, датированное 14 августа 1943 года. Адресовано оно от командира подразделения, в котором служил Артём Кузьмич Гуторкин, бабушке нашей героини, Матрёне Фёдоровне Гуторкиной.
7 марта 1942 года Артём Гуторкин призван на фронт Ильинским РВК. В сентябре 1943 года пропал без вести. Сохранившееся письмо – последняя весточка о родном человеке.
Наталья Васильевна знает его наизусть: «Ваш муж был честным, дисциплинированным, храбрым и мужественным бойцом, – произносит женщина заученные строки. – Но война есть война. Говорят, дрова рубят – щепки летят. Много, очень много замечательных людей отдали жизнь за счастье нашего народа. Однако, Матрёна Фёдоровна, не унывайте, будьте бодрой и крепкой, ждите своего мужа, и он вернется. 20 июля 1943 года при выполнении боевого задания он был легко ранен и отправлен в госпиталь. Адрес узнаю и пришлю дополнительно. С приветом, Иван Троценко»…
– На этом связь оборвалась. Этот привет – последнее упоминание о моем дедушке по линии отца, – продолжает Наталья Васильевна. – Гораздо позже мы «нарисовали» его боевой путь. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Семье удалось установить, что Артём Гуторкин, минометчик 7-й стрелковой роты 3-го стрелкового батальона в бою 24 ноября 1942 года в Волгоградской области обеспечил расчет боеприпасами, перенес на расстояние 700 метров к расчету 78 мин, невзирая на огонь противника. Прошел красноармеец Брянский фронт, участвовал в Курской битве.
Бабушка
Пока дед сражался за счастье своей Родины, дома его и сына, Василия Гуторкина, ждала Матрёна, бабушка Натальи Васильевны.
– Сегодня даже сложно представить, какие испытания выпали на долю бабушки, – рассказывает Наталья Хмелевская. – В станицу Ильинскую она с супругом и тремя детьми приехала в начале 40-х. Средств к существованию не было. Бабушке приходилось ходить по улицам и просить милостыню. А потом началась война. Самых близких женщина проводила на фронт, оставшись с дочерьми в станице.
Победу она дождалась. Пришел домой и Василий. А сын Анатолий и муж Артём навсегда в ее сердце оставались живыми. Пропали без вести – это не умерли. Бабушка искренне верила в это. А в 1949 году сердце Матрёны остановилось…
Отец
Отец Натальи Васильевны, Василий Гуторкин, родился в 1924 году в Рязанской области. В 1941-м 17-летний Василий переехал с семьей на Кубань. Помогал матери и отцу.
– А завтра была война… – словами Бориса Васильева говорит Наталья Хмелевская, перелистывая семейный архив. – Наш отец, – она протягивает старый фотоснимок.
На груди героя, как и у многих мужчин той поры, награды, полученные за подвиги на полях сражений. Но надевал он их только по праздникам или для фото, которые в советское время делали в ателье. В жизни он был скромным человеком. После ранений на фронте перед самым победным маем стал инвалидом II группы. До 60 лет работал кузнецом в Ильинской.
Наталья Васильевна перечисляет его боевые награды: медали «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За освобождение Праги», орден Красной Звезды… И у каждой награды своя история.
– И дед, и отец не любили делиться воспоминаниями, – говорит Наталья Васильевна. – Помню картинки из детства: взрослые собирались в хате или на скамейке у двора, пели военные и казачьи песни. Мы, дети, кружились рядом. Тогда казалось, что так будет всегда… В те моменты взрослые и делились редкими воспоминаниями о войне. Помню, папа рассказывал, как на железнодорожном вокзале в Кавказской началась бомбежка. Был полный переполох. Санитарки кинулись всех спасать. Кругом взрывы, а они тащат на себе раненых, в ямах прячут. Отец тогда кричал девчонкам: «Убегайте!» А сам выносил раненых. Одному он точно спас жизнь. Это был боец с Белоруссии. Отец вынес его с распоротым животом, передал медикам, спросил адрес. После окончания войны они долго переписывались. Строки писем отцу начинались со слов: «Вы мой спаситель!..»
Василий Гуторкин, ветеран Великой Отечественной войны. / Фото предоставлено Н. Хмелевской
Последнее письмо с фронта Матрёне Гуторкиной от командира подразделения, в котором служил Артём Гуторкин. / Фото предоставлено Н. Хмелевской
Дед Никита
В семье Гуторкиных-Хмелевских хранят и историю Лещенко. Никита Дмитриевич – дедушка Натальи Васильевны по маминой линии.
На старом групповом снимке женщина показывает деда. Фотография сделана в госпитале в Свердловске. Никита Лещенко здесь запечатлен с другими ранеными бойцами и медперсоналом.Но до этого красноармеец прошел сотни километров дорогами войны.
Никита Дмитриевич участвовал в боях за Сталинград, одном из самых масштабных и кровопролитных сражений, переломившем ход войны.
Сражался Лещенко в Ростовской области, в поселке Матвеев Курган. После попал на Тамань. В мае 1943 года их отряд в плавнях около недели сдерживал натиск врага. Немцы боялись заходить в плавни и взяли бойцов в окружение. Солдаты буквально лежали в воде. Почти весь отряд погиб. Но выжившие, среди которых был и Никита Лещенко, мужественно держали оборону.
Свой вклад в будущую победу Никита Дмитриевич внес и в боях, которые развернулись на Малаховом кургане, тактически важной высоте на Корабельной стороне Севастополя. Здесь боец был ранен и отправлен в госпиталь города Свердловска (ныне Екатеринбург).
– Дедушку ранило в ногу, рассказывает Наталья Васильевна. – Он истекал кровью, сидя под сараем. Санитарка подползла к нему и вынесла ползком из-под пуль. Восхищаюсь такими женщинами! Она тащила деда на себе несколько километров до полевого госпиталя! Уже в Свердловске Никите Лещенко ногу ампутировали. Но это было не так важно, как новость о Великой Победе! Именно в стенах госпиталя дедушка и узнал о разгроме немецко-фашистских войск.
Работал после войны в колхозе сторожем. А вот его сын Григорий пропал без вести. Еще один сын Павел служил на Балтийском флоте, награжден орденом Отечественной войны II степени.
Женщины
Тяжело пришлось жене деда в тылу.
– Анна осталась дома с детьми. Был голод, – рассказывает Наталья Васильевна. – Чтобы прокормить дочерей, Анна ходила с соседками в поле, где стояли скирды соломы. Ночью женщины ее просеивали, собранные зерна, пересчитанные поштучно, несли домой. Из них варили суп-похлебку.
Выпали испытания и на долю дочери бабушки Натальи, ее мамы. Ее тоже звали Анной. В 1941 году ей исполнилось 17 лет.
– Всех девушек 1924 года рождения и стариков везли под Ростов рыть окопы и делать заградительные сооружения, – продолжает рассказ Наталья Васильевна. – Пробыли они там почти семь месяцев до весны 1942 года. Потом их перенаправили в Азов. Шли пешком около 15 километров. Задача для женщин стояла не из легких. Надо было ломами рубить лед, чтобы немецкие мотоциклисты не перебрались на берег в сторону Ростова-на-Дону. Много девушек тогда погибло, уйдя под лед…
Потом Анна и девушки копали окопы в городе Сальске, носили песок, гравий, шпалы, ремонтировали взлетные полосы на Сальском аэродроме…
Маме Натальи Васильевны после войны присвоено звание «Труженик тыла», она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны Анна Никитична Гуторкина родила и воспитала шестерых детей, награждена медалью Материнства I степени.
Всю жизнь женщина трудилась в колхозе «Россия». Работала много, честно, добросовестно. По-другому просто и не могла. Ее имя в 1971 году занесено в книгу Трудовой славы колхоза. Ей присвоено звание «Заслуженный ветеран труда». В семейном архиве хранятся грамоты. Есть среди них и Почетная грамота «За самоотверженный труд в период пыльных бурь и ураганов в январе-феврале 1969 года».
Победная весна
Великая Отечественная война давно стала историей, за которой стоят судьбы миллионов семей. Письма, вещи, фотографии… Они сегодня как книги судеб погибших и выживших в этом пекле. И каждая семья – часть этой истории, которая ознаменовалась Великой Победой.
А за окнами снова наступила весна. И снова мир рождается заново. В далеком 45-м году тоже была весна. Люди верили и победили. Люди радовались и плакали… И мы верим, и мы победим, и мы напишем еще много историй о тех, кто снова принесет нам Победу...