Запомнить меня

По крупицам собираем нашу историю

По крупицам собираем нашу историю

После выхода в свет материала «Что мы знаем о «районке»?» редакция получила массу откликов от неравнодушных читателей. Как оказалось, еще многого, очень многого, мы не знаем о собственной газете. Вот благодаря неравнодушным людям и открываем новые страницы истории «Сельской газеты». Справедливым считаем замечание одного из читателей по поводу того, что мы разделяем редакцию и типографию: ранее эти два предприятия были единым целым — издательством.

 

Достоверно известно

Коллектив типографии, 1955 год. Сидят: В.П. Кобзев, З.Н. Бобырь (бухгалтер), В.П. Изотов (печатник). Из женщин — Л.Ф. Изотова (третья справа), Головинова (третья слева). Остальные имена пока не установлены. В 1955 году типография находилась в нынешнем здании магазина «Фантазия»«Добрый день! Прочитал статью «Что мы знаем о «районке»?» («СГ» № 56 от 23.06.2015 г.) и захотелось немного помочь вам в восстановлении истории газеты. Дело в том, что мой отец Василий Петрович Кобзев 1922 года рождения два десятилетия был связан с выпуском местной газеты. Итак, что достоверно известно мне...

Отец работал печатником в Новопокровской типографии, скорее всего, с 1936 года. В трудовой книжке (от 25.12.1946 года) записано: «Стаж работы с начала трудовой деятельности – 10 лет».

Два печатных станка – «американки» стояли в то время в подвале нынешнего здания Сбербанка. Отец работал в паре чаще всего с М.Д. Хрускиным. Станки приводились в действие не вручную, а при помощи ног (тот же принцип используется в ножных швейных машинках). Станки были огромные, и надо было прилагать большие усилия, чтобы газета была напечатана. Последние годы своей жизни (умер в 1999 году) у отца очень болели ноги. Он говорил, что это последствия от его работы на типографских станках.

Отец и на войне выпускал армейскую газету. 25 декабря 1946 года  Василия Петровича утвердили на должность директора Новопокровской типографии (в то время и редакция, и типография были единое целое. издательство располагалось в здании, где ныне магазин «Фантазия»). В 1957-м уволен в связи с переходом на работу в редакцию газеты «Колхозный клич» на должность заведующего отделом писем; с 1959-го работал заведующим сельхозотдела редакции. 25 апреля 1962 года отец уволен в связи с ликвидацией редакции газеты «Колхозный клич». Подпись: зам. редактора Данченко А.П. В то время объединяли два района – Новопокровский и Белоглинский, поэтому, очевидно, была неразбериха с редакциями.

После ликвидации редакции отец работал в Новопокровском сельпо, а в декабре 1963-го он вернулся в типографию на должность оператора-наладчика, в 1965-м назначен заведующим Новопокровской типографией, в 1967-м – уволен по собственному желанию.

 Трудовую деятельность отец продолжал до 1988 года. Общий трудовой стаж – более 51 года! Ещё можно добавить, что в 1954 году редактором был С. Кучеров. У меня есть фото, где он с отцом (автор письма предоставил в редакцию снимки — прим. Т.Л.). В разные годы в редакции работали Анатолий Бугаёв, Клавдия Ревенко. В типографии трудились супруги Виктор Петрович и Любовь Фёдоровна Изотовы. Виктор был печатником. Когда отца перевели на работу в редакцию, Виктора Петровича поставили во главе типографии. Там же работала Зоя Николаевна Бобырь, Валентина Ильинична Новикова.

Запомнилась работа отца по приёму передовиц в газету. В то время Москва на выделенном диапазоне средних волн регулярно передавала по радио передовые статьи для всех газет. Передача начиналась в четверг в 2 часа ночи. Диктор, выговаривая каждую букву, диктовал  статью об успехах построения социализма. Отцу был выделен радиоприёмник на аккумуляторах «Родина». Он использовал его только для приёма передовиц. Вставал заранее, подключал аккумуляторы, настраивал на волну, готовил бумагу и ручку, а когда связь начиналась, то записывал статью. На утро относил в типографию, отдавал наборщикам, те набирали текст на линотипных машинах, и в субботу газета выходила с передовицей от Москвы.

Кстати, в статье «Что мы знаем о «районке»?» не упомянута ещё один редактор газеты — Ефросинья Ильинична Бахтина. Она работала в конце 50-х годов. В дальнейшем её перевели в другой район края...»

Г. Кобзев.

Редактор газеты «Ленинец» — Ефросинья Ильинична Бахтина

Коллектив редакции, 1958 год: слева направо — корректоры Л.Ф. Снимщикова, Р. С. Липенина (Лашина), заведующий сельхозотделом В.П. Кобзев, машинистка А.М. Подъячева, главный бухгалтер З. М. БобырьБлагодаря читателям мы восстановили имя еще одного редактора газеты «Ленинец» – Ефросиньи Ильиничны Бахтиной. Сведений о ней практически никаких не было. Но нам удалось узнать, что из станицы Новопокровской она уехала в город Славянск-на-Кубани и там работала в газете «Заря Кубани». Как выяснилось, журналисты-коллеги писали много о ней. Так, воспользовавшись заархивированными на разных сайтах публикациями, мы узнали немало интересной информации об этой удивительной женщине. Кроме того, редактор «Зари Кубани» Владимир Михайлович Дейнега оказывает всяческую помощь, чтобы пополнить наш материал новыми сведениями.

«С 1962 по 1978 годы редактором газеты «Заря Кубани» города Славянска-на-Кубани была заслуженный работник культуры РСФСР Ефросинья Ильинична Бахтина. Она подняла рабселькоровскую работу на высокий уровень. ей принадлежит инициатива создания селькоровских постов и пунктов. Мы, руководители и члены этих представительств районной газеты, регулярно готовили материалы с мест, рассказывали о земляках, об их трудовых успехах».

«Первый свой снимок, — рассказывает Николай Михайлович Хмельник, много лет работавший фотокорреспондентом газеты «Заря Кубани», — я запомнил на всю жизнь. В тот год строители сдавали в городе новую школу. Тогдашний редактор «Зари Кубани» Е.И. Бахтина дала задание сделать динамичный снимок на первую полосу. Я «Зоркий» на плечо — и на стройку. Ефросинья Ильинична терпеть не могла застывших лиц. Если герой смотрел прямо в объектив — снимок шел в корзину. Это для домашнего альбома, — говорила она. Изволь остановить мгновение — и все тут. В общем, нашел я колоритную фигуру строителя — косая сажень в плечах, выразительное лицо — и, так сказать, в процессе, с мастерком в руках, его щелкнул. Снимок прошел на ура, а когда я уже любовался им на первой полосе газеты, случился скандал. Колоритная фигура, как оказалось, принадлежала не строителю-передовику, а скорее наоборот, — лицу, проштрафившемуся на почве возлияний. А тогда с этим строго было. В общем, попало и ему (чтоб не лез в объектив), и мне (советоваться с руководством надо по части героев дня)».

«Заслуженный работник культуры РФ, человек самобытный и талантливый Ефросинья Ильинична Бахтина, заведующая Славянским музеем в 1979-1982 годах. Она увлекательно и убедительно умела вести экскурсию — заслушивались!

Ефросинья Ильинична была человеком невероятно организованным, требовательным. Боялись ее, как огня. Дала команду: чего, мол, тут сидеть, идите на улицу, в народ, за историей! За каждым сотрудником закрепила конкретную улицу, поставила цель. Так и ходили с утра до вечера – пешком, разбившись на пары. Спрашивали у встречных, что интересное для истории есть в их домашних коллекциях. Люди охотно делились. Все экспонаты несли в музей на себе (машины не было). Два-три дня ходим, потом садимся сортировать, регистрировать.

Как и многие благие начинания того времени, Славянский музей был общественным и выживал лишь благодаря энтузиазму своих основателей, наградой за который стало присвоение в 1982 году звания «Народный».

Т. Леснова.

Фото из личных архивов Г. Кобзева, Р. Липениной и архива редакции газеты «Заря Кубани» г. Славянска-на-Кубани.

Как мы работали...

«В 1957 году пришла в редакцию Ефросинья Бахтина, которая проработала редактором до 1960 года. Затем ее перевели работать в другой район. Энергичная, справедливая, строгая. Очень хороший специалист, мы многому у нее научились. Заместителем редактора был Сергей Николаевич Кучеров, впоследствии ставший редактором. Анатолий Петрович Данченко был ответственным секретарем, Василий Петрович Кобзев — заведующим сельхозотдела. Работали машинистка и два корректора. В 1957 году меня пригласили на должность корректора в редакцию, а до этого я трудилась на почте.

Помнится, перед моим  днем свадьбы в типографии «посыпалась» газета, и я вместе с другими собирала ее по буковкам. Раньше  отливали строчки из металла на линотипных машинах, а заголовочные шрифты собирали по буквам, потом все это закрепляли в формы и только после этого отправляли на печатный станок. Вот, видимо, верстальщик как следует не закрутил болты на рамках. Всю ночь мы собирали две полосы, делали оттиски и перечитывали, чтобы строчки не перепутались. В четыре утра закончили. А к семи часам свежий номер газеты был уже на почте!

Пару часов поспала – и на собственную свадьбу...»

Р. Липенина.

Joomla SEF URLs by Artio