У семи нянек дитя без глазу
На редакционной планерке редактор сообщил коллективу пренеприятнейшее известие: «рушится» подписка на «Сельскую газету». Теряем тираж на второе полугодие текущего года. До окончания подписной кампании остался скоротечный месяц. Кто виноват? И что делать?
Риторические вопросы повисли в воздухе. Присказка «По-щучьему велению по-моему хотению» в таком деле заветное желание не исполнит. Проблему придется решать самим и в кратчайшие сроки.
- Виноваты почтальоны: своевременно не занимались подпиской, в результате - аврал. Стоит их поторопить, - поступило предложение.
- Нет, бесполезно! Давайте опубликуем в газете обращение читателям, объясним ситуацию…
- Надо идти в народ и выяснять причины нежелания подписываться на «районку»!
Решились на эксперимент. Идем в народ, слушаем, мотаем на ус и делаем соответствующие выводы.
В первой же организации, которую мы посетили, служащие были встрече с нами несказанно рады.
- Как хорошо, что вы пришли. С утра до вечера на работе, почтальонку не видим. А самим, понимаете, лень до почтамта дойти…
Несколько лет назад редакция решила выяснить средний возраст читателя и попросила подписчиков заполнить анкету. Пришли к выводу, что читают нас в основном пенсионеры, поколение до 40 лет - процентов 30, практически выпало звено молодежи. Задались вопросом, почему? Проанализировали ситуацию. Ответ лежит на поверхности.
Почтальоны работают на маршруте примерно с 9 до 16 часов. Занятые на производстве люди в это время отсутствуют дома, поэтому работник почтамта просто не может с ними встретиться. А за детей и молодежь вопрос о подписке на периодические издания, разумеется, решают родители.
Поэтому, судя по отзывам в коллективах, многие желают стать читателями газет и журналов, но ленятся сходить на почтамт и полистать каталог или как-то договориться с почтальоном об удобном времени и месте для оформления подписки.
В ходе редакционного эксперимента за неделю хождения по кабинетам различных организаций мы сумели подтянуть «рабочую» аудиторию. Среди будущих читателей окажутся и те, кто впервые оформил абонемент на «районку».
К сожалению, не везде сотрудники коллективов нас так уж радушно встречали.
Приходилось сталкиваться с равнодушием (сидели за столами, не подняв от бумаг головы, всем своим видом демонстрируя безразличие).
Есть ещё одна характерная особенность: большинство подчиненных равняются на начальника. Если руководитель позволяет себе при коллегах критически высказаться о газете, то остальные,чтобы угодить, подхватывают и развивают тему. Самое удивительное, что тот же начальник регулярно пользуется услугами редакции и в общем-то напрямую участвует в формировании тематики газеты.
В целях экономии средств, в одной из организаций пошли по наипростейшему пути - оформили офисную подписку на три экземпляра и теперь всем коллективом читают, передавая из кабинета в кабинет.
{mospagebreak title=«Хочу того, не знаю чего!»}
«Хочу того, не знаю чего!»
Встречались нам жители станицы откровенно агрессивные.
- Да идите вы со своей газетой куда подальше!Я не буду подписываться, - подчеркнуто пренебрежительно сказала работница одного из дошкольных учреждений.
Стоят сотрудники милиции.
- Вы подписались на местную газету?
- Нет. Там нечего читать!
- А материалы о службах РОВД, ваших коллегах вам тоже не интересно читать?
- А вы разве печатаете?
- Конечно. Почти в каждой газете.
- Да? Надо посмотреть…
Всякий раз, как только мы слышали реплики о неинтересной газете, пытались выяснить вкусы наших потенциальных читателей. В лучшем случае слышали ответ: «Не знаю». Словом, хочу того, не знаю чего... Так как же нам угадать вкусы и изучить спрос на информацию?
Порою доходило и до абсурда.Одна женщина «придумала»: «Про сад и огород! Как сажать, как ухаживать за фруктовыми деревьями и овощными культурами». Но позже выяснилось, что у неё ни сада, ни огорода нет. Если бы читательница внимательно следила за номерами «Сельской газеты», то обязательно бы увидела материалы этой тематики. А вообще,если существует потребность исключительно в такой узкой информационной направленности, то стоит выписать специализированные журналы и газеты. У нас же, всегда подчеркиваю, районная «Сельская газета», которая должна отражать события, происходящие в муниципалитете. В первую очередь, - это новости, зарисовки о сельчанах,труде крестьян.
В ходе подписки подвергались мы и откровенному хамству, унижениям. Отдельные «товарищи» то ли притворялись, то ли пытались вывести нас из себя.
Заглянули в одно из отделений больницы. Попросили вызвать заведующего.
- Здравствуйте. Я пришла подписать ваш коллектив на газету…
- Какую?
- Сельскую
- Не знаю такой!
- Вы не местный?
- Местный!
- А почему тогда не знаете районной газеты?
- Первый раз слышу, что есть районная газета…
- Значит, надо подписаться!
- Зачем?
- ….
Диалог мог бесконечно продолжаться, но не хотелось терять времени.
В «культурном» учреждении молодая женщина заявила, что вообще газеты не читает и лучше «Мурзилку» своему ребенку выпишет.
Девушка даже не поняла, что расписалась в своем бескультурии и сомнительной образованности.
{mospagebreak title=Не все хорошо, прекрасная маркиза!}
Не все хорошо, прекрасная маркиза!
Впрочем, встречались мы и с читателями, которые приводили веские аргументы «неинтересности» газеты.
-Говорят, у вас очень плохо идет подписка, - по тону чувствуем, что сейчас будет беспощадная критика в адрес газеты.
- Вы хотите что-то дельное предложить?-внимательно слушаем.
- Да. В районе много людей, проблем, о которых стоит рассказывать в местной прессе, но, откроешь газету, а там все те же лица… Почитаешь и аж выть хочется от неизменного «Все хорошо, прекрасная маркиза». Хочется услышать ответы на вопросы жителей, устроить дискуссионную площадку, скрестить шпаги с властями и найти решение общих проблем. Когда вы приблизитесь к простому народу, тогда не придется вам ходить и упрашивать «Подпишитесь, Христа ради…»
- Люблю о детях, школе читать, но, похоже, вы перебарщиваете, - делится другая наша постоянная подписчица. - Утренники, праздники, встречи, викторины... Ну , не стоит оно того, чтобы отводить этой информации огромные газетные площади. Пишите о том, что интересно большому кругу людей, а не отдельной кучке читателей...
Постскриптум. Изо дня в день в течение недели мы обошли практически все организации станицы Новопокровской. Встречались с людьми, как говорится, подушно. Услышали мнение, прислушались к пожеланиям.
Будем меняться! И надеемся, что отношение к газете отдельных лиц поменяется от минуса до плюса.