Много лет назад я впервые поехала в Свято-Покровский храм. Через поле по зеленому ковру шла к церковным массивным дверям. Монументальное, высочайшее старинное здание из выцветшего на солнце кирпича, но, однозначно, крепкого - из сделанной на совесть кладки, чистенькая и скромная территория вокруг. До службы чуть более двух часов. Батюшка выходит на встречу и неожиданно приглашает в гости. Чуть наискосок, метрах в 100 от храма, он живет в доме. Отец Сергий, не принимая возражений, усаживает за стол и угощает. Я говорю — он слушает, задает вопросы — я искренне, как на исповеди,отвечаю. Это была душеспасительная беседа.
Мы вместе шли на вечернюю службу... А потом была и утренняя с горячими слезами на исповеди. А батюшка гладил по голове, отчего душа успокаивалась. Сон исцелил меня и в пробуждении «родился» другой человек, способный жить и идти дальше.
Более десяти лет прошло. При каждой возможности стараюсь приехать в станицу Новоивановскую, чтобы повстречаться с батюшкой. Просто поговорить, просто рядом посидеть, просто послушать наставления. На моих глазах происходят все преобразования в храме и на его территории. И в этот раз оставляю все суетное и буднее и еду к отцу Сергию.
Возрождение
Через калитку ступаю на дорожку. Вот уже и елочки подросли, розы пышно цветут. Порядок кругом идеальный. Материалы лежат. Строители как-то тихо, не нарушая покоя священного места, занимаются ремонтом Никольского придела.
В центральном приделе тоже ведутся работы. Батюшка, как всегда, радушно встречает. Мы неспешно ходим по храму, беседуем.
Время проходит незаметно, а когда мысленно оглянешься, не перестаешь удивляться, как скоротечно все меняется на территории и в облике храма.
Порадовались бы за нас сельчане, которые с любовью и особым старанием более 100 лет назад возводили эти стены, строили величественный Божий храм.
Краеведы ведут летопись. По датам и событиям можно проследить события, связанные с этой церковью.
Днем рождения храма считают 14 сентября 1912 года, когда впервые прошла всенощная служба. Но недолго прослужил он людям. После событий 1917-го сельчане почти перестали посещать церковь, в 1929-м двери храма плотно закрылись. Осиротел Божий храм. Утратил свой голос, живописные сельские пейзажи больше не оглашались печальными переборами в скорбные дни и радостным перезвонами в великие праздники. Пустые глазницы окон с надеждой смотрели на прохожих. Некогда красивый в своем убранстве храм покрылся паутинками- морщинками и глубокими ранами.
Иначе, как чудом не назовешь то, что старинная церковь сохранилась до наших времен. Устояла она во время Великой Отечественной войны, хотя немцы дважды пытались взорвать. После войны ее использовали под зернохранилище.
Свято-Покровский храм - не единственный, который в те времена был обречен на подобную участь. Хорошо, что уцелел, а многие другие разрушены до основания. А этот, заброшенный, терпел лишения, постепенно без должного ухода ветшал и сиротливо стоял на возвышении среди поля в ожидании заветного часа возрождения. Дождался.
В 1975 -м храм признали историческим памятником архитектуры местного значения и поставили на государственную охрану.
В конце XX века новоивановцы добились восстановления в храме службы. Тогда же приступили к реставрационным работам.
В 2005 году указом управляющего Екатеринодарской и Кубанской Епархии Митрополита Исидора иеромонах Сергий (Акинтиков) назначен настоятелем Свято-Покровского храма. Именно так стали именовать местные жители некогда Николаевскую церковь.
С этого времени проведена глобальная работа: воссоздан центральные купола, усилены несущие конструкции здания, отреставрированы витражи, уцелевшие и воссозданы утраченные кресты, фасад, восстановлены правый и левый приделы, шатер и кровля над алтарем и т.д.
19 апреля 2007 года в Новоивановской совершилось освящение Свято-Покровского храма по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.
Большой радостью прихожан стало установление колоколов. Всего их семь. Они отлиты по эскизу настоятеля Свято-Покровского храма в ООО «Компания Русские колокола» города Воронежа. На двух колоколах - имена и фамилии жертвователей на их приобретение, и все украшены литыми иконами. Изготовлены колокола на средства прихожан и меценатов.
Мне довелось присутствовать во время этого исторического события. Я видела, с какой аккуратностью устанавливали колокола. И одной из первых услышала глубокий, могучий, мощный и величаво-торжественный голос храма. Колокольная мелодия разносилась далеко-далеко, и люди шли на божественный звук, на службу.
В 2012 году восстановили уникальный резной иконостас Центрального придела и установили изготовленные по старинным эскизам ворота храма, калитку и ограду.
Изначально в Новоивановской был однопрестольный Свято-Никольский храм, который построили в честь 300-летия правления династии Романовых. Дабы сохранить историческую справедливость, в Свято-Покровском храме в правом крыле открыли Никольский придел в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а в левом - Новомученников российских, невинно убиенных членов семьи последнего русского царя.
Приезжая по работе в станицу Новоивановскую, я обязательно захожу в церковь. В будний день в Божием доме тихо. Часто вижу батюшку при деле. Вот отец Сергий малярной кистью что-то подкрашивает, вот он руководит строителями, вот он проверяет, как ведутся реставрационные работы.
Храм день ото дня преображается и, видя это, другие люди не остаются безучастными - жертвуют деньги на восстановление храма, дарят иконы, помогают вести ремонт.
Иконы плачут
С восстановлением и реставрацией в храме начали происходить чудеса. Однажды приехала в церковь, а батюшка ведет меня показать, как на белой оштукатуренной стене под алтарем проявился нерукотворный лик святого. В церкви начали самообновляться старинные иконы, а некоторые замироточили.
Уникальную икону Господа Вседержителя, по железу писанную, свернув в рулон, принесли в храм. Развернули — ни вида, ни лица, ни изображения. Армавирский живописец, к которой обратились, отказалась взяться за реставрацию. Не зная, что делать, икону отложили. Когда в следующий раз ее развернули, то увидели как ярче стали краски, образ Господа Вседержителя начал восстанавливаться. Расположена чудотворная икона на самом видном месте в центральном приделе храма. Именно от нее мы начали путешествие по храму.
Похожая судьба и у другой иконы «Несение Креста Спасителя на Голгофу». Реставрации она не подлежала, но вдруг начала самообновляться.
Мироточат не только старинные, но и современные иконы Во всех храмах есть «Святая Троица» Рублева. Но отец Сергий предпочел заказать икону новозаветную. После ее установления, года через три на праздник Покрова Божией Матери она замироточила, чем рассеяла сомнения батюшки, правильный ли выбор он сделал.
Благодатно
Мы вышли из храма. Строители так же тихо работают. А отец Сергий ведет меня к одному из приделов и поясняет:
- Здесь стена сырела, поэтому заменили частично крышу, с уклоном сделали желоба.... Отремонтировали цоколь, ведем отделку внутренних стен.
Строители работали в правом, и в левом, и центральном приделах храма.
В рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Сохранение объекта культурного наследия как условие духовно-нравственного развития граждан» из регионального бюджета на ремонт выделены 2,5 млн. рублей.
А дальше мы заходим в котельную. Стоит современный газовый котел, установлены трубы, осталось только подключить систему. Осуществилась мечта - «согреть» Божий храм. И удалось выполнить дорогостоящие работы, благодаря пожертвованиям неравнодушных людей.
Мы прошли в отдельный домик. Там - служебное помещение, трапезная.
Паломники приезжают, есть где переночевать и отдохнуть, - поясняет батюшка.
Сегодня в Свято-Покровском храме регулярно бывают не только местные прихожане, но и православные из многих городов и станиц. Люди едут целенаправленно, а могут попасть случайно, но потом возвращаются сюда вновь и вновь. Здесь просто хочется быть. Здесь благодатно.
Мы сидим в трапезной и неспешно ведем разговоры. Паста в ручке закончилась. Я больше ничего не записываю.
- Ну, значит, так надо... - улыбается отец Сергий.
А батюшка рассказывал о себе. О судьбоносной встрече со знаменитым архиепископом Антонием Михайловским, которая повлияла на выбор его пути. Семен Иванович принял обет монашества, в 1976-м состоялось рукоположение в иеромонахи, которое провел архиепископ Антоний Михайловский. О пребывании в Иосифо-Волоцком монастыре Московской области...
Уже уходя, интересуюсь у отца Сергия:
- Батюшка, а какие Ваши планы по отношению убранства и работ по храму? Я вижу, что все упорядочено...
- Как каждый из нас после ночного сна в первую очередь старается привести самого себя в надлежащий порядок, так и мы будет стараться поддерживать надлежащий порядок по храму, который мы видим.