«А что, гости еще не приехали?» – такой вопрос в станице часто можно услышать на улице, базаре, в магазине при встрече знакомых людей. И в самом деле, летом молодые люди, уехавшие когда-то в город, спешат проведать в станицах своих родителей, тещу, свекровь.
После встречи гостей и соблюдения обязательных обрядов — объятий, поцелуев и обильного застолья, возникает желание походить по станице, рассказать приехавшим о переменах, произошедших в ее облике, показать им то, чего нет у других, а если и есть подобное, то оно не такое родное и близкое...
Памятник природы
Официальная дата основания станицы Новопокровской, как известно, год 1827-й — начало девятнадцатого века.
И когда вглядываешься вглубь веков, невольно задаешь себе вопрос, а что осталось в сегодняшней жизни от того далекого времени? Можем ли мы сегодня, взяв за руку сына или внука, пойти к тому, что видели наши предки и потрогать это? В какой-то степени можно, зайдя в местный краеведческий музей. Там вы увидите старинные предметы быта, одежды, орудия труда. Но при этом вам захочется, чтобы рядом появился свидетель первопоселенцев станицы. Но где его найдешь по прошествии двух веков?
Впрочем, расспросив дедушек и прабабушек, вы неожиданно для себя откроете, что такой свидетель в станице, оказывается, есть. Правда, он не словоохотлив, молчалив, но его журчащая речь всем по душе, и мы всегда ищем с ним встречи...
Наши первые селяне: донские казаки, однодворцы — обедневшие дворяне, государственные крестьяне, прежде чем переехать в наши края по царскому указу из центральных губерний России, присылали сюда оглядеть новое местожительство толкового человека, и называли они его тогда — доверителем. Более точного слова здесь не подберешь, ему в самом деле доверяли свою будущую жизнь, и прежде чем она наступит, нужно было дотошно узнать природные особенности выбранного ими места.
Приехавшие доверенные люди внимательно присматривались к кубанской почве, образцы ее завязывали в тряпицу и увозили для показа своим землякам. Узнавали они и о том, есть ли в степи в наличии природные строительные материалы: лес, камыш, глина, близкая или дальняя удаленность будущего села от реки, а более всего искали родники.
Без них люди не могли прожить! Если скот еще можно было напоить речной водой, то жителям нужна была питьевая вода.
В нашей станице действовали несколько родников, расположенных в разных ее концах: на севере — Нехорошев родник (между сегодняшними улицами Заречной и Кубанской), на востоке — Ковалев родник (на месте Рябцева става), на юге — Жихарев родник (по улице Пролетарской), на западе — Канищев (за железной дорогой).
Хату можно разобрать и «перенести» с одного места на другое, но родник, однажды появившись, остается на своем месте навсегда. Этим объясняется, почему старожилы так точно запомнили их местоположение, передавая эти сведения из поколения в поколение.
Почему родники были именными? Тут своя интересная история. Когда родник бил из-под земли ручейком, он назывался общим словом «родник». Но к нему добавляли второе слово, если находился хозяйственный казак, решивший окультурить источник. За свои деньги он нанимал колодезников, которые расширяли ручей, углубляли, чистили. Чтобы земля не обваливалась с боков и не засыпала поток родника, его окружали деревянным срубом, который выходил наверх, где к нему ставили ворот с веревкой и ведром на конце.
На этом благоустройство не заканчивалось. Чтобы колодец не забивался сверху пылью или снегом, его накрывали дощатым настилом, в котором вырезалась ляда — дверца для прохода ведра.
Место родника огораживалось от коров и овец, чтобы те не вытаптывали землю около колодца. Непременно ставили столбик с иконой – изображение Богородицы или Пантелеймона-исцелителя. На гвоздике висела кружка, вокруг сажали несколько деревьев, под которыми стояла лавочка для уставшего путника.
За все время существования родников не было ни одного случая, чтобы их раскурочили. Просуществовали они долго, вплоть до послевоенного времени (Великой Отечественной войны), когда в станице стали бурить артезианские скважины.
Платы за пользование водой, за которой приходили сельчане с ведрами на коромысле, никогда не было. Зато того, кто возвел колодец над источником и являлся его смотрителем, окружало самое глубокое уважение станичников. В знак особой благодарности к слову «родник» присоединяли фамилию заботливого казака. При этом станичников вовсе не смущало, если порой «хозяин» родника имел неблагозвучную фамилию — Нехорошев, главным они считали его дело и заботу о роднике.
Когда появилась артезианская вода в станице, родники потеряли свое значение и их засыпали. И все же один из них сохранился по сей день и вопреки всему продолжает действовать и доставлять людям радость.
Если по переулку Советскому вы пройдете до улицы Пролетарской, немного свернете вправо, то перед вами откроется спуск к реке, где вы увидите Жихарев родник.
Народная память сохранила имена его создателей – братьев Жихаревых: Василия и Степана Карповичей. Рядом с родником уже нет ни деревьев, ни лавочки, тем более кружки; выход источника из-под земли укрывает большой железный куб, из него по трубе день и ночь течет родниковая вода. Много ее не выпьешь — больно холодна, скулы сводит, а вот освежить ею лицо в жаркий полдень — одно удовольствие.
В 90-х годах работники тогдашнего тубсанатория послали образцы из этого родника в Петербург на исследования, ответ получили восторженный – источник очень богат различными минералами.
Прослышав об этом, в станице объявился предприниматель, решивший выкупить это место у реки и организовать продажу родниковой воды в бутылках. Но администрация сельского поселения не пошла на это и приняла мудрое решение — источник не продавать.
Родник достиг третьего тысячелетия, каждодневно к нему приходят и приезжают люди. И сегодня он стал не только памятником природы, но и символом высоты духа наших далеких первопоселенцев.