Прогуливаясь по улицам станицы Новопокровской, невольно обращаешь внимание на дома. Есть типовые, построенные, видимо, по одному проекту; есть двухэтажные – с круглыми окошками и балкончиками; есть много раз «нарощенные» и напоминающие длинный вагончик... Но есть сооружения, которые выбиваются из общего ряда и сохраняют «деревенскую самобытность».
- Вы знаете, что это за здание? - указывая на дом, интересуюсь у первого встречного в конце улицы Ленина на пересечении с улицей Краснопартизанской.
Прохожий недоуменно пожимает плечами, сразу определив, что вопрос с подвохом, и все же предполагает: «Это жилой дом».
С виду он и есть обычный деревянный, выкрашенный в синий цвет, дом. Сразу и не подумаешь, что перед нами столетний «старичок». Нынешние хозяева стараются содержать его в порядке, вовремя занимаются покраской, ремонтом, осовременивают пластиковыми окнами, разными конструкциями и элементами декора. А ведь когда-то в этом здании было шумно от ребячьих голосов. Именно сюда, в гоголевскую школу, ходили юные станичники.
Старинный дом навевает разные мысли. Думается о быстротекущих днях, о былом, о людях, живших совсем иной, чем мы, жизнью.
В разное время краеведы писали о гоголевской школе и сходились во мнении, что она открыта в начале XX века, но конкретной даты никто не назвал. Мы попросили краеведа и историка А.В. Маслова возвратиться к этой теме. Интересно, например, почему школа носила название гоголевской?
«Можно предположить, что имя школы произошло от слова «глаголить» – так называется третья буква «Г» славянской и русской азбуки, но тогда следует назвать нашу школу глагольской или глаголевской, - пишет Анатолий Васильевич. - Но, как мы знаем, у нее другое название. Где же истина? Обратимся к фактам. В конце XIX века это место (ныне жилой дом на углу улиц Ленина и Краснопартизанской, около элеватора), было окраиной станицы Новопокровской. Людей здесь было мало, а кто решался поселиться, строили хаты, которые одиноко стояли на высоком берегу реки Ея.
В 1895-1897 годах в связи с проведением железной дороги в этом районе и постройкой купцом Я.О. Пирожковым моста через реку его население стало быстро расти. Детям местных жителей далеко было ходить в школу, в центр станицы, за два километра.
Решили построить «свою» школу. Как не дорог лес в степной станице, но использовали древесину. Тем более, что свою помощь обещал и оказал сам Яков Охримович Пирожков, живший через дорогу (сообщение его племянницы А.А. Елисеевой).
Школа под железной крышей по тем временам получилась на загляденье. Ее ученица Клавдия Семеновна Татаринцева до сих пор помнит две просторные комнаты школы, где учились 30 учащихся. Во дворе – саманная хата, заменявшая учительскую и комнату наглядных пособий (воспоминания относятся к 1938 году).
В поисках ответа на вопрос, откуда пошло необычное название школы, обратились к газетам начала века и выяснили, что в период с 1900 по 1905 год была одна гоголевская дата: в 1902-м Россия отмечала 50-летие со дня смерти великого писателя. Основные торжества проходили в Москве и Петербурге, там устраивались книжные выставки, показ редких музейных экспонатов – личных вещей писателя. В Москве торжественно открыты две школы имени Гоголя.
Можно предположить, что и в нашей станице новую школу построили в названном юбилейном году, а потому и назвали гоголевской.
Уверенности в этом нам придают воспоминания еще одной ученицы школы Галины Петровны Рублевой: «Улицы Краснопартизанской в старое время не было. При Пирожкове она называлась Хохловской от того, что там жили хохлы – украинцы» (запись 1998 года). Получается, что ее жители хотели увековечить память человека, воспевшего прекрасную Украину.
Школа работала долго – 70 лет (1902-1972 годы). В советское время ее называли просто начальной школой № 17. Никакой мемориальной доски на ней не было. И только в памяти благодарных станичников сохранилось ее первоначальное имя».
Сегодня в здании гоголевской школы живут две семьи. Дом поделен на две части. С одной и с другой стороны разные входы.
Нам удалось встретиться с одной из владелиц дома Евгенией Ивановной Озеровой. Живет она в нем более 30 лет.
- После того как школу закрыли, здание некоторое время было бесхозным, - рассказывает женщина. - Вроде была тут мастерская художников... Я работала отделочницей в строительной организации. На одном из собраний завели разговор о заброшенном здании. Тогда поинтересовалась: «Если мы его отремонтируем, позволят ли в нем жить моей семье?». «Делайте, посмотрим...», - ответили. К завершению работ нашлись другие желающие занять дом, но все же справедливость восторжествовала. Так поселилась в нем я с двумя детьми, а по соседству – многодетная семья. С тех пор и живем вместе... Особенным здание не считаю. Да, сто лет ему... Но менять на новый не хочется. Труда много вложено в дом. Пристройку кирпичную сделали, окна на пластиковые меняем. Раньше добротно строили, поэтому домик при должном уходе и 200 лет выстоит.
Желаем владелице здоровья и долгих лет жизни. И отправляемся в «дальнее» путешествие по изучению достопримечательностей района.
Фото А. Толстых.