Запомнить меня

Православная вера – проводник в духовно-нравственном воспитании детей

Православная вера – проводник в духовно-нравственном воспитании детей

Православная вера – проводник в духовно-нравственном воспитании детейКто должен заниматься духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения? Общеобразовательные учреждения? Общественность? Да, безусловно, их участие в деле становления духовно-нравственного мира ребенка играет важную роль, но не определяющую. Главным институтом воспитания взглядов, качеств, норм поведения, характера будущей личности является семья. Именно в ней, в окружении родных людей, в детях закладываются те внутренние установки, которые в последующей жизни и будут служить им верным компасом.

Каким образом это происходит? В каждой семье — по-разному. Средств, при помощи которых родители могут повлиять на сознание и поведение ребенка, достаточно много. Добрые начала в детях можно воспитывать на примере отца и матери, традициях семейного уклада, положительных героях русской классической литературы, посредством общения с природой. Но куда более действенным способом является приобщение их к православной вере, которая делает для ребенка ясными различные проявления добра и зла. Такие семьи в основном встречаются среди церковноприхожан.

С одной из них нас недавно познакомил настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы станицы Новопокровской протоиерей Николай Мартынюк.

- Вот уже четыре года при нашем храме служит Ирина Александровна Смирнова, - стал рассказывать батюшка. - Еще она преподает в воскресной школе историю православной культуры. Ее супруг Николай Васильевич по профессии пожарный. Вместе они воспитывают троих замечательных детей.

Уверен, эти люди с удовольствием поделятся своим богатым родительским опытом.

А вот, кстати, и сама мама, приветливо произнес отец Николай, обратив наше внимание на обаятельную женщину, появившуюся в какой-то момент беседы на порожках храма.

Ирина Николаевна сумела расположить к себе с первых же минут нашего с ней общения. В ее глазах сияла искра радости и доброты.

- В каком возрасте ваши дети? - спросила я ее.

- Старшей дочери Екатерине сейчас 17 лет, среднему сыну Кириллу — 13, оба учатся в СОШ № 1, а их младшенькому брату Дионисию — всего три годика. Но без дела он тоже не сидит — ходит в детский сад.

- Какие хорошие имена вы подарили своим детям, - произнесла я вслух.

- Их выбор не случаен, - ответила моя собеседница. - Дочь родилась 2 декабря, близко к знаменательной в православном календаре дате - Дню памяти Святой Великомученицы Екатерины. По новому стилю он отмечается 7 декабря. Оттого мы ее так и нарекли. Кирилл получил свое имя в честь одного из первоучителей славянских, а Дионисий – в честь святого младенца-мученика Дионисия.

- На ваш взгляд, какие механизмы влияния на нравственный облик детей являются основными?

- В первую очередь, - говорит Ирина Александровна, - это родительская любовь и забота, непреложный авторитет отца и матери, стремление к духовной общности с детьми. Необходимо проживать вместе с ребенком все события его жизни, находить несмотря на свою занятость время для душевного общения, обмена переживаниями, чувствами, мыслями. Словом, во всем помогать детям мудрым наставничеством и сердечным участием, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.

В этом направлении помогает также изучение христианских традиций и православной культуры, - добавляет многодетная мама. - Именно поэтому мои дети посещают с раннего детства воскресную школу, активно участвуют в жизни храма, различных религиозных процессиях, присутствуют на праздничных богослужениях. Кирилл помогает батюшке в алтарнике, Катюша поет на клиросе.

Дионисий уже тоже прошел воцерковление. Первым шагом на этом важном пути было его  крещение.

Конечно, человеку, а тем более ребенку, приходящему впервые в храм, трудно сразу разобраться в открывшемся перед ним новом мире с особым укладом и традициями, понять смысл богослужений и символику убранства храма, церковнославянский язык и значение церковных таинств. Поэтому нужно читать с детьми духовную литературу.

У нас, к примеру, дома собрана очень большая библиотека православных книг для взрослых и детей. Питая свой разум мудростью, заключенной в Священном Писании, Посланиях Святых Отцов Церкви, Житиях Святых и других канонических текстах, мы возрастаем духовно, начинаем глубже смотреть на многие вещи, стремимся жить согласно установленному Создателем порядку. Воспринимая почитание родителей как Божью заповедь, дети понимают, что это необходимое условие благополучного взросления.

Из художественной литературы в нашей семье отдается предпочтение произведениям русской классики. А самый любимый нами поэт и писатель – Александр Сергеевич Пушкин. Он был глубоко верующим человеком, и все его сочинения наполнены особым, духовным смыслом.

 Рассуждая о средствах в воспитании детей, Ирина Александровна убежденно замечает: «Самое важное – это чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. Мать и отец должны быть примером доброго нрава для ребенка. Поэтому если вы хотите что-то воспитать в ребенке, начните с себя».

Фото А. Толстых.

Joomla SEF URLs by Artio