Запомнить меня

Огненный январь 1943 года

Огненный январь 1943 года

Станица Новопокровская освобождена в ночь с 26 на 27 января 1943 года. Операцию проводили два полка 151-й стрелковой дивизии (581-й и 683-й) и маневренный  разведывательно-диверсионный  отряд  лыжников  347-й стрелковой дивизии.  План разрабатывали  командиры полков, штабисты и командиры  двух дивизий.  Эта статья посвящена памяти командира 151-й стрелковой дивизии  полковника  Андроника  Саркисяна.

Парад освободителей

На здании бывшего райисполкома советом ветеранов при поддержке администрации Новопокровского сельского поселения не так давно установлена мемориальная доска. Это память о проходившем здесь 27 января параде освободителей. Сверху от доски находился несохранившийся до наших дней балкон.  Там  располагались принимавшие парад член Военного совета 44-й армии полковник П.Л.  Печерица, комдив, главный куратор операции по освобождению Новопокровской А.С. Саркисян, председатель временного райисполкома А.К. Мезенцев. Перед ними проходили команды из полков освободителей. Наверняка здесь же маршировал и отряд 347-й дивизии, сыгравший важнейшую роль в операции. Правда, лыжниками, саперами, диверсантами и разведчиками отряда, в силу их особого статуса, командовал лишь лейтенант Л.Н. Сасин. Информация о них затерялась и найдена была после открытия мемориальной доски.

Похоронив погибших героев, освободители маршировали перед райисполкомом и убывали в нужном направлении.  

Основные силы 581-го и 683-го полков после 20-часового боя взяли к тому времени Калниболотскую. Ушли и основные силы лыжников. И все же парад был внушительным.

Юбилейная почтовая марка в честь воинов 89-й Таманской Краснознаменной дивизии.  На ней  портреты  комдивов А.С. Саркисяна и Н.Г. Сафаряна, а также изображение схемы боевого пути дивизии

Юбилейная почтовая марка в честь воинов 89-й Таманской Краснознаменной дивизии. На ней портреты комдивов А.С. Саркисяна и Н.Г. Сафаряна, а также изображение схемы боевого пути дивизии

Сдержали клятву

Перед началом войны многие скептически относились к кавалеристам. Считали, что танки и другая техника завершили их век. Но в суматохе первых страшных дней потери танков и машин были огромными. Их восполнят ремонтом, выпуском продукции. На это уйдет время. А пока в войска через полгода массово станут поступать легкие танки, кавалеристы нанесут удары по флангам врага, прикрывая наши войска.  

Квалифицированных кавалеристов не хватало. Потери привели к формированию частей из казачьего ополчения – речь о 17-м, впоследствии 4-м гвардейском корпусе, прославившемся в 1942–1943 годах. Кавалеристы широко использовались в наступательных операциях.    

Небольшое отступление.  Осенью 1941 года в селе Горькая Балка парторг колхоза Фёдор Исаевич Саркисов, впоследствии Герой Советского союза, сформировал кавалерийский эскадрон, вскоре выступивший на фронт.     

С 23 марта по 1 ноября 1942 года полковник Саркисян командует 89-й стрелковой дивизией. Участвует с ней в битве за Кавказ, тяжелых оборонительных боях.

89-я стрелковая дивизия – одна из заслуженных национальных дивизий Красной армии. Ее основной состав – призывники и добровольцы-армяне. В 1995 году в Армении выпущена юбилейная почтовая марка в честь воинов 89-й Таманской Краснознаменной дивизии. На ней портреты  комдивов А.С. Саркисяна и Н.Г. Сафаряна, а также изображение схемы боевого пути дивизии.   

Следующее место службы – 151-я стрелковая дивизия, впоследствии – 151-я Жмеринско-Будапештская Краснознаменная стрелковая дивизия. Командовал ею Саркисян с ноября 1942 года по 10 марта 1943 года.

Летом 1942 года 151-я стрелковая дивизия обороняет Кавказ.  После тяжелых потерь отводится в тыл на пополнение. Полковнику удалось за короткий срок создать вновь боеспособное соединение, сдержавшее клятву освободителей Кавказа – быть достойным славы защитников Сталинграда.

В декабре 1942 года начинается контрнаступление войск Северной группы войск Закавказского фронта, ставившее целью перехват и окружение гитлеровских частей, которые отступали после поражения под Сталинградом. Операция делилась на две фазы: «море» и  «горы».  

Атакуя из района Кабардино-Балкарии, 151-я стрелковая дивизия 44-й армии реализовывала оперативный план «горы». К сожалению, обе фазы операции не были выполнены в точности.  Приходилось преодолевать не только сопротивление врага, но и погоду.   

Перед 151-й дивизией, в том числе и у нашей станицы, оборонялась 1-я танковая армия вермахта. Под Сталинградом она растеряла большую часть танков. Танковые дивизии превратились в легкопехотные, но при поддержке артиллерии и авиации они все же  были серьезным противником. Приходилось чаще использовать тактику ночного боя и обходных маневров.  

Ночной маневр

151-я стрелковая дивизия участвовала в освобождении населенных пунктов кавмингруппы, других местностей Ставрополья.  В ночь с 26 на 27 января подошла к Новопокровской, освободив села Кулешовку и Новопавловку, очень пострадавшие от оккупантов, что сказалось на тыловом обеспечении дивизии. Первая попытка ворваться в станицу была отбита.  Понадобилась тщательная проработка в штабе дивизии предложения майора С.А. Мартиросяна. Для выполнения нового плана требовалось содействие комдива соседней 347-й стрелковой дивизии генерал-майора Н.И. Селивёрстова. И комдив, и его штаб откликнулись на просьбу, выделив для важного ночного обходного маневра сводный спец-отряд лыжников. Подробности тех событий освещались в статье, посвященной памяти Дины Бойко. Поясним только, что опубликованная там схема боев 151-й стрелковой дивизии за Новопокровскую имеет небольшую неточность, поскольку рисовалась С.А. Мартиросяном по памяти, спустя много лет.  Во-первых, не указан маневр лыжников Л.А. Сасина.  Нетрудно его понять: движение вдоль линии железной дороги от разъезда у Горькой Балки. Во-вторых, у поселка Кубанского соседом 626-го стрелкового полка указана 320-я стрелковая дивизия. На самом деле, здесь продвигалась 417-я стрелковая дивизия, а 320-я освобождала Горькую Балку и Плоскую, гранича с 347-й, не указанной на схеме. 271-я стрелковая дивизия действовала еще выше.  347-я, 320-я, 271-я стрелковые дивизии и кавалеристы-донцы из конно-механизированной группы фактически освобождали сектор Белая Глина – Горькая Балка — Плоская – Новоивановская.  

347-я дивизия также активно участвовала в освобождении Новопокровской. Все перечисленные соединения активно взаимодействовали с 151-й дивизией в следующих операциях: дивизия Саркисяна освобождает Калниболотскую, Екатериновскую (ныне – Крыловская), Кущевскую. Первой врывается в донской город Азов.  

В марте  Андроник Саркисович сдает командование дивизией и получает новое назначение.  Небольшой отрезок его военной карьеры является самым важным для нас. В плане второй атаки станицы чувствуется рука опытного штабиста. Вероятно, что ряд деталей полковник дорабатывал лично. В интернете встречаются утверждения, что больше половины бойцов 151-й дивизии – армяне. Это не совсем так. Дивизия национальной, в отличие от 89-й, не являлась.  В годы войны действовали директивы по процентному количеству состава дивизий и бригад. Для лучшей управляемости большинство личного состава – русские и украинцы. Иначе дивизия не отправлялась на фронт.  Речь  шла о понятности команд, отдаваемых на русском языке. Об этом после войны вспоминал известный армянин-военачальник – Маршал Советского союза И.Х. Баграмян. Хранящийся в нашем музее фотоальбом 151-й стрелковой дивизии подтверждает его слова. Вместе с тем, некоторый процент закавказцев в дивизии имелся. Командный состав ее – лучшее тому свидетельство.  

Поворот судьбы

За умелое руководство  полком в бою в сложных условиях лесистой местности в районе  польского Кельце представлен к ордену Кутузова III-й степени.  Наградной лист подписан от 9 февраля 1945 года.  Помимо характеристики деятельности Саркисяна, здесь и сведения о его прежних наградах. Указаны медаль «20 лет  РККА»  и орден Красного Знамени. На наградном листе (копия опубликована на сайте «Подвиг народа») – размашистая резолюция: «Отказать». Все же полковника наградили вторым орденом Красного Знамени 28 марта 1945 года. С зимы по апрель 1945 года Саркисян временно исполнял должность командира 106-й стрелковой дивизии. Есть сведения, что после отвода дивизии в тыл, полковник самовольно убыл на фронт и получил 5 лет условно.  С 20 апреля 1945 года отстранен от должности и находился в распоряжении военного совета 1-го Украинского фронта.
После войны Саркисян – старший преподаватель кафедры общей тактики военной академии им.  М.В. Фрунзе в Москве. 7 мая 1947 года необоснованно арестован. До 16 сентября 1954 года содержался в одиночной камере. В любой момент мог последовать расстрельный приговор. Полковник был освобожден, а 1 августа 1955 года полностью реабилитирован. Умер честный солдат и офицер в 1965 году.

Joomla SEF URLs by Artio