В конце января 1943 года наш район короткое время находился в центре важных военных событий. В 76-ю годовщину освобождения Новопокровского района вспомним вновь героев тех дней.
Хранящиеся в архиве историко-литературного музея им. А.А.Первенцева мемуары ветеранов позволяют сделать ряд обобщений, раскрывающих обстоятельства и смысл борьбы советских воинов за наши населенные пункты. Источники данной статьи: сборник мемуаров ветеранов 320-й Енакиевской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени Дунайской стрелковой дивизии; памятный фотоальбом «151-я Жмеринско-Будапештская Краснознаменная стрелковая дивизия». Мемуары подполковника советской армии в отставке, майора командира 581-го стрелкового полка 151-й сд Саена Маркаровича Мартиросяна; воспоминания нашего земляка майора в отставке Коноваленко Петра Петровича, в 1943 году служившего в 317-й Будапештской Краснознаменной стрелковой дивизии (1-й батальон 571-й сп).
При сопоставлении с общими работами о войне и некоторыми трудами краеведов слова ветеранов рисуют перед нами следующую картину. Начав 1 января 1943 года контрнаступление на Северном Кавказе советские дивизии шли наперерез гитлеровским войскам, которые спешно откатывались назад,сокращая фронт, после тяжелейшего поражения под Сталинградом. На северо-востоке Кубани перемещались части и соединения гитлеровской 1-й танковой армии генерала Эвальда Макензена. Это 7 дивизий, из которых всего две танковые. Тяжелые бои привели к потерям большего числа танков. Многие дивизии 1 та стали легкопехотными. Замешкайся немецкие танкисты в наших степях, и их ждало полное окружение. Поэтому они спешно отводились в азовско-ростовском направлении. А далее в Донбасс, на рубеж реки Миус, где бои примут затяжной и крайне кровопролитный характер.
Чтобы оторваться от преследующих по пятам советских частей, на Кубани оставлялись некоторые части прикрытия, которые должны были вести арьергардные бои, задерживая у укрепрайонов спешно оборудованных оккупантами.
Территория современного Новопокровского района важна в плане транзитных перевозок и перемещений походным маршем. Поэтому к 20 числам января 1943 года гитлеровцы развернули здесь сразу три укрепленные позиции. Первый укрепрайон - у села Горькая Балка. Здесь хорошо примененные к местности и планировке села окопы и долговременные огневые точки. Позиции стрелков, пулеметчиков, минометов, орудий. Инженерные заграждения, проволока, рвы, какое-то количество бронетехники, наличие некоторых танков. Ветераны 320 сд вспоминают о бетонных дотах. Даже если это преувеличение, сделанное за давностью лет, укрепрайон развернут был более чем серьезный. И это наспех, в промерзшей степи, где земляные работы осложнены. Таким образом советские воины, взяв стратегически важное соседнее село Белое Глина, все равно не могли вырваться еще на оперативный простор. Развилку дорог надежно прикрывали. Во фланг этой позиции смотрели наблюдатели Клниболотского укрепрайона, оборудованного двумя узлами вокруг станицы у МТФ № 5 и на берегу реки Терновки у моста через нее. Окопы, пулеметные точки, минометные расчеты, дзоты проволока, противопехотные мины. Возможно, и орудия, но упоминаний о них не встречается. Через Калниболотскую на Фастовецкую (Тихорецкую) проходил старый почтовый тракт. Оккупанты перемещались сразу в трех направлениях - на Тихорецк и Ейск, на Азов. Калниболотский укрепрайон стал центральной позицией оккупантов. Станицы Плоская, Новоивановская, совхоз «Незамаевский», другие поселки и хутора оказались в промежутках между названными центральным и левофланговым укрепрайонами. Но освободить их сходу оказалось проблематичным. Легкопехотные части противника быстро перемещались на мотоциклах, машинах, бронемашинах. В любой момент они могли выдвинуться во фланг навстречу. Простой пример. Известно, что станицу Плоскую освободили только со второй попытки. А гарнизон ее тогда, доподлинные сведения, составлял два гитлеровских солдата (очевидно, связисты) и с десяток полицейских. Всего -навсего.
Южнее калниболотских позиций находился третий укрепрайон. Как покажут события, это самый крепкий орешек. Под хутором Еремизо-Ьорисовским (ныне станица) неподалеку от 1-го отделения зерносовхоза «Кубанский» гитлеровцы расположили даже танки. Они и бронемашины замаскировались в копнах сена, которые совершенно естественно расставили у дороги из Ильинской. А за ними - целая система ходов сообщений, пулеметных позиций для кинжального (в упор) огня. Небольшая сравнительно глубина степных окопов нивелировалась их значительной протяженностью и умелым применением к местности. Начало позиции в неприметной степной балке, где трудно что-либо сразу заметить, даже попав под огонь. Укрепрайон останавливал движение в стратегически важный Тихорецкий район.
Изучение данных о потерях гитлеровцев показывает: в каждом из трех укрепленных позиций гарнизон насчитывал не менее пехотного полка. Бронемашины, мотоциклы, в двух случаях танки, также орудия, много минометов и пулеметов. Фактически на Новопокровской земле оккупанты развернули одну легкопехотную дивизию. По штату там немного танков, но обилие другой техники. Она опиралась на подготовленные позиции и поддержку авиации. Здесь барражировали их летчики с аэродромов в Донбассе. До последнего использовались полосы в Армавире, Тихорецке, Ейске, Сальске, Батайске, Краснодаре. Майкопская полоса не работала на полную мощность из-за знаменитого нападения десантников и морских пехотинцев, поддержанного партизанами одноименного куста (направления) отрядов.
Фактор присутствия гитлеровскрй авиации отчасти вызвал у советского командования широкое использование тактики ночного боя. Снижалась так, прежде всего, эффективность огня артиллерии. По мере успеха наступления количество аэродромов уменьшалось, радиус подлета сюда возрастал. Но с выходом за пределы Краснодарского края он вновь становился угрожающим. Впрочем это станет большой опасностью к весне-лету 1943 года. Когда гитлеровцы смогут наращивать силы своей авиации. В январе-феврале же воздушная обстановка была благоприятной, советские ВВС имели численный перевес.
Завершим характеристику обстановки в районе. 1 та согласно своим планам отступала в 4 этапа. Каждому соответствовал свой оборонительный рубеж. На территории нашего района проходили сразу два из них. Третий - Белая Глина - Лабинская и четвертый - Тихорецк-Кропоткин (позиции у Еремизо-Борисовского). Станицы Говопокровская и Ильинская, поселок Кубанский с полустанком и большинством отделений зерносовхоза оказались в предполье укреплений. До последней возможности они использовались для эвакуации людей и грузов, перегона гуртов скота. Как это важно, отметим в дальнейшем. Перечисленные населенные пункты изначально вообще не хотели оборонять. Быстрое изменение обстановки вынудило сделать серьезное исключение для Новопокровской. Связанное, конечно же, с грузами, застрявшими на железнодорожной станции Ея.
То, что долго не задержались бы и здесь, обосновывается следующим фактом. Числа 24 января оккупанты сожгли дотла здание НШ № 5 по улице Почтовой и переулку Краснодарскому в станице Новопокровской. Там располагалась зенитная артиллерийская батарея ,контролировавшая небо над Новопокровской. В школе казармы, орудия во дворе и саду. Ночью на машинах прибыла новая воинская команда. Завезли ящики с документами (предположительно архив райисполкома). Выставив оцепление, подожгли здание школы с четырех сторон. Окрестные жители бросились на спасение с ведрами воды. Но солдаты встретили их ударами прикладов, вырывали и выливали воду. Школа сгорела дотла ,погиб в огне один старик, прошедший цепь оккупантов. Впоследствии школу отстроят. Варварский случай, говорящий о спешности отступления.
С 10-х чисел по району двигались колонны отступающих и гурты скота, который намеренно угоняли, разоряя тыл освободителям. Ведь лошади и крупный рогатый скот - тягловая сила для служб снабжения и артиллерии. Мелкий рогатый скот - пищевая база для наступающих и местных жителей. Что уж говорить об их важности для сельского хозяйства. Угонялись и уничтожались подводы, брички, тачанки. В Новопокровской их удалось много сохранить (вместе с волами) лишь благодаря следующему обстоятельству. Глава станичного подполья Анисим Капитонович Мезенцев работал под прикрытием, занимая у оккупантов важный пост. Тесно причастный к хозяйственным делам, он активно способствовал укрывательству волов и транспортных средств. Горячка и неразбериха последних дней оккупации позволяла сделать это. Позднее, не получив почему-то подтвердительных документов, глава подпольщиков осужден на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован много позднее.
Что касается боев за район, они не раз освещались краеведами. Постараемся сообщить лишь что-либо новое. На территории района наступали 44-я армия генерала В.А. Хоменко и две дивизии - 317-я и 417-я сд 58 (всего их 5) армии генерала К.С.Мельника .44-я армия состояла из 5 стрелковых дивизий (151, 271, 320, 347, 416 сд), артиллерийских и специальных частей. Оперативно взаимодействовала с ней конно-механизированная группа генерал-лейтенанта Н.Я. Кириченко. Легендарные гвардейские казачьи 4-й Кубанский и 5-й Донской корпуса.
К каждой из кавдивизий перед наступлением на усиление придали по танковому полку. На территории района оперировали донцы 5-го корпуса, участвовавшие в освобождении сел Белая Глина, затем нашей Горькой Балки. Все названные соединения на 1.01.1943 года - боевой состав северной группы войск закавказского фронта. Во фронтовом подчинения находились151 сд и кавалеристы. Затем в середине января 151 сд включена в 44-ю армию.
Сгв зкф с 24 января переименована в Северо-Кавказский фронт (2-го формирования; 1-е весна-лето 42 года). Рядом, через Сальск на Тихорецк навстречу им наступали войска левого крыла Южного фронт - 51-я и 28 армии; правый фланг его силами 5-й ударной и 2-й Гвардейской армиями выдвигался к Ростову. На территории нашего района развернулась важная Тихорецкая наступательная операция (официальное стратегическое название). Соединения освободили назовем поименно: территория с. Горькая Балка-Плоская-Новоивановская и другие пункты Незамаевского сельского поселения - 5-й Донской Будапештский Краснознаменный Гвардейский казачий кавкорпус, 320 сд., 271-я Горловская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени сд , 347-я Мелитопольская Краснознаменная Краснодарская стрелковая дивизия; станица Новопокровская - 151-я сд и маневременный сводный лыжный разведывательно-диверсионный отряд 347 сд под командованием лейтенанта Леонида Андреевича Сасина. Станица Калниболотская и полустанок Ровное - 151-я сд; станица Ильинская, зерносовхозы «Покровский» и «Кубанский» - 317-я сд и 417-я Сивашская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени Тбилисская стрелковая дивизия. Итого - 1 кавкорпус, 6 стрелковых дивизий, входивших в состав 2 общевойсковых армий и 1 кмг. Линия разграничения между 58 и 44 армиями- кубанский зерносовхоз - полустанок Ровное, сюда устремились 317 и 417 сд. Полустанок заняли в ночь на 27 января 626 сп и 353 артполк из состава 151 сд. (прим. - почетные наименования и ордена соединений приведены в тексте по состоянию на 9.05.1945 г. после орденов - вторые почетные наименования).
Подробности освобождения известны уже во многом. Остановимся на действиях против укрепрайонов. Первым к своему вышла 320 сд. Части были измотаны долгим наступление, в ротах вместо 110 человек по 30-40. Тылы отстали, все службы от боепитания до продовольственно-вещевой, не прибыли. Картина, наглядно демонстрирующая причины срыва плана полного окружения 1 та. Комдив - 320 сделал двудневную тактическую паузу. За это время прибыли новобранцы из Ставропольского края, подошли тылы, проведен санитарно-банный день, роздана горячая пища и наркомовские.
На оперативном совещании утвержден смелый план командира 2-го батальона 476 сп капитана Бориса Семеновича Бермана. Глубокой ночью отобранная им лично штурмовая группа из 52 человек близко подобралась к позициям врага и забросала их массой ручных гранат. Воспользовавшись вспыхнувшей паникой, части 320 сд ворвались в село. С другой стороны в Горькую Балку проникла разведгруппа 5-го кавкорпуса на двух бронемашинах. Казаки просто не могли пропустить такое лихое дело. Но вскоре у них все пошло не по плану. Одну из бронемашин (экипаж 5 человек) захватили гитлеровцы. Тут же на них сзади напали горькобалковские подпольщики. Уничтожив около 20 оккупантов, они отбили машину и соединились с казаками. Гитлеровцы в беспорядке отступили, потеряв около батальона пехоты, танки, бронемашины орудия. Капитан Брман удостоился за эту боевую операцию Ордена Красной Звезды.
25-27 января развернулись бои за Новопокровскую. Их подробности освещались в публикациях о Дине Бойко и А. Саркисяне. Отметим лишь один важный момент. После похорон трех погибших военнослужащих состоялись парад и митинг у райисполкома. Член военного совета 44-й армии П. Печерица попросил станичников выделить войскам хотя бы 25 воловьих подвод. Благодаря деятельности подпольщиков новопокровцы выделили сразу 100. Об этом вспоминал начальник особого отдела 151-й сд майор Кислица. Помощь серьезно повлияла на мобильность снабжения и тыловых служб 44-й армии.
27-28 января прошли бои за освобождение Калниболотской, завершившиеся к 15 часам 28 января. Об их перепитиях рассказал в своих работах В Михайличенко. Успеху наступления 581 сп Мартиросяна и 683 сп майора Георгия Левоновича Чикваидзе способствовала разведка. Проведенная при активном участии красноармейцев В.А. Антипенко и Т.Г. Жмурко, призванных из Калниболотской. Они встретили местных жителей в окрестностях МТФ и расспросили их о позициях врага. Затем осмотрелись сами и доложили командованию. Полицейские как-то вскоре узнали о встрече. И попытались расстрелять несколько женщин. Но станицу уже охватили с флангов и прорвали оборону. Отказавшись от планов, полицейские поспешно бежали с гитлеровцами к Незамаевской. Неплохо ориентировались здесь на местности и калниболотец П.Д. Кикоть из 683 сп и новопокровец (581 сп) Николай Яковлевич Комнатный. Потери советских воинов — 18, по другим данным - 19 человек. Без разведки были бы еще выше.
В следующие дни комиссия временного райисполкома во многих хатах насчитала до 50 пулевых и осколочных пробоин. Схватка за этот населенный пункт вышла самой жаркой. Несмотря на успех 20-ти часового боя стало очевидно - противник выскальзывает из окружения. Арьергардные части, хоть и неся потери, выигрывают отступающим время. Спешка сыграла трагическую роль у 3-го укрепрайона.
27 января в 12.30 ночи после перестрелки 317-я и 417-я сд освободили станицу Ильинскую. Стремясь ворваться в Тихорецкий район на плечах отступающего врага, 317-я сд продолжила наступление. Просьбу бойцов, измученных маршем, о привале категорически отклонили. 1-й батальон 571-го сп под командованием старшего лейтената Н.С. Аверкина выдвинули к хутору Еремизо-Борисовскому. Справа от него к Терновской продвигался 606-й сп дивизии. Слева к Архангельской - 671-й сп 317-й сд. В предрассветной темноте связь с ними нарушилась. Более того, 1-я рота 1-го батальона отдалилась от остальных. Высланная вперед разведгруппа не вернулась к контрольному времени, не подав условного сигнала об опасности. Обеспокоенный Аверкин доложил в штаб полка. Оттуда выслали новую разведгруппу, но без бронемашин. Бдительность снижалась нечеловеческой измотанностью бойцов. Поскольку выстрелов не услышали, была вероятность, что разведка просто еще не дошла назад. Именно поэтому и не выставили дозорных застав при движении. В темноте уставшие солдаты могли потеряться. Несмотря на ряд серьезных ошибок, комбат Аверкин сделал многое, чтобы избежать трагедии. Очевидно, что он пытался прекратить движение маршем. Что и сломало походный порядок батальона. Но командир полка передает в ответ на донесение категорический приказ продолжать наступать. Высланной разведгруппой, также быстро захваченной в плен, решили ограничиться. Батальон растянулся,1-я рота удалилась от остальных. И через 6-8 км в предрассветной мгле попала под кинжальный ураганный пулеметный огонь. Из укрытий выползли танки и бронемашина, давя гусеницами и ведя огонь. В общей сложности с двумя разведгруппами погибли 95 человек. В том числе комбат и много офицеров, наводившие порядок в цепях. Разгром остановил лишь огонь малой артиллерии, уничтожившей ряд бронеединиц. Небольшие остатки роты соединились с остальной частью батальона. Вольно или невольно, 1-я рота провела разведку боем, вскрыв огневые позиции противника. Есть вероятность, что командование 571-й сп держало в уме именно этот вариант. Результат, впрочем, превзошел все ожидания, что приходится с горечью констатировать.
Обьяснением спешки могут быть только планы рассечь и окружить хотя бы часть сил 1 та. 1-я рота принесла в жертву свои жизни, выполняя важную задачу. Увы, осложненную целой цепью неблагоприятностей.
Позиция у Еремизо-Борисовского, замыкавшая оборонительную линию Кропоткин-Тихорецк,оказалась очень сильна. Ее обошли с фланга и взяли лишь через почти неделю в начале февраля. Тогда как город Тихорецк освободили уже 29 января. 317-я сд особенно отличилась в боях за город и район, отмстив своих павших товарищей.
Подведем итоги. В конце января-начале февраля три прежних района (ныне Новопокровский район) стали ареной попытки перехвата и окружения отступающих дивизий 1 та вермахта. Планы наступавших не удались в полной мере. Дальность расстояний, морозы, таяние снегов, подрыв мостов, слабость транспорта и снабжения. Все это вкупе с упорными арьергардными боями гитлеровцев сказалось здесь. Вместе с тем выигрыш оккупантов во времени не стал настолько велик, как они надеялись. Он не позволил долго оборонять Азов, Ростов и Новочеркасск. Наступавшие получили здесь усиление транспорта. Вскоре восстановлены были железнодорожная сеть и колхозы. Развернулись полевые госпитали. Сразу же после освобождения в РККА вступил батальон новобранцев 1925 года рождения, скрывавшихся от немцев в лесхозе. Начиналась новая страница в истории района. О Красный, историк, краевед, директор центра патриотического воспитания молодежи Новопокровского районного совета ветеранов.