Запомнить меня

Безопасный комфорт во многом зависит от владельца жилья

Безопасный комфорт во многом зависит от владельца жилья

Авось пронесет...

Накануне отопительного сезона к Ивану Васильевичу пришел слесарь «ОАО «Новопокровскаярайгаз» для проведения ежегодного технического обслуживания внутридомового газового оборудования. После осмотра  приборов выяснил, что плита служит хозяину более 30 лет и представляет в эксплуатации большую опасность, котел давно отслужил свой срок, на кухне нет приточной вентиляции. Слесарь выдал предписание. Иван Васильевич возмутился: «У меня нет средств, чтобы приобрести новое оборудование».

В другом частном доме установлена печная горелка с отводом продуктов сгорания в дымоход. Работник газового хозяйства долго объяснял  Наталье Петровне, почему нужно убрать заслонку. «Раньше, когда  для топки использовали дрова, шибер (или вьюшка) в открытом состоянии служил для отвода дыма, а в закрытом – для удержания тепла.  Но после установки газовой печной горелки УГОП заслонка не нужна, так как  дымоход всегда должен быть открытым», - терпеливо рассказывал он. «Всю жизнь заслонка была, а теперь убрать? Так ведь это деньги вылетят в трубу», - оппонировала пожилая женщина. «Понятно, что расход  газа увеличится, но жизнь-то, надеюсь, для вас важнее?!  При закрытой вьюшке угарный газ скапливается в помещении. Не заметите, как отравитесь, - контраргументировал  слесарь. - Или надеетесь, как всегда, на авось пронесет?».

В третьем домовладении слесарь, беседуя с Андреем Николаевичем, дает пошаговую инструкцию правил поведения при появлении запаха газа.  Абоненту кажется  это излишним: знает, что при запахе газа надо открыть окна и двери, закрыть краны у всех газовых приборов, покинуть помещение и позвонить по телефону «04». Жители  района, конечно, при подключении газа к домовладению  обязательно проходят инструктаж, но через некоторое время, забывая правила,  допускают грубые нарушения. Поэтому  слесарь должен освежить эти знания и удостовериться, что домовладелец их хорошо усвоил.

Потребители газа нередко звонят в «Сельскую газету» по газовым «делам». Некоторым кажется, что проведение  ежегодного технического обслуживания внутридомового оборудования совсем необязательно. И  слесари в каждый свой приход «придумывают» новые требования, «придираются» по пустякам. Так ли это?

- Заключение договора на техническое обслуживание необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность себе, своей семье и соседям, подтверждая исправность газовых плит,  колонок или других приборов, - рассказывает начальник службы внутридомового газового оборудования (ВДГО) Юрий Панасенко. - Кроме того, согласно действующему законодательству поставщик газа вправе отказать в подаче «голубого топлива» потребителю в случае отсутствия у него соответствующего договора.

лановое техобслуживание газового оборудования в квартирах и домовладениях осуществляется раз в год.  И проводить его имеет право только специализированное предприятие, имеющее в своей структуре аварийно-диспетчерскую службу. В данном случае – это ОАО «Новопокровскаярайгаз».

Зачем менять приборы?

Последние два года плановыми осмотрами газового оборудования удается охватить 100 процентов жилого сектора.  Но итоги техобслуживания неутешительные. В разговоре с Юрием Панасенко выясняем, что на 1 января 2013 года в Новопокровском районе находятся в эксплуатации более 4500 газовых приборов, не отвечающих требованиям безопасной эксплуатации.  Например, владельцы  используют для горячего водоснабжения проточные газовые водонагреватели марок ВПГ-18, ВПГ-20, ВПГ-23, для обогрева помещений – отопительные котлы типа КСТГ-12, КСТГ-12,5, КСТГ-16, «ДОН».  Требуется срочная замена этих и других морально устаревших приборов на современные типы газового оборудования. К тому же  установка вторых еще и экономически выгодна при растущих ценах на газ.

В 2012 году владельцам выдано 1260 предписаний. Среди нарушений (кроме замены оборудования, отработавшего нормативный срок) – отсутствие приточной вентиляции,  самовольные перепланировка помещения и замена газового оборудования.

Сэкономить и потерять

- В зимний период многие владельцы  для сохранения тепла стараются закупорить все двери и окна и даже заклеивают вентиляционные каналы. Таким образом стараются сохранить тепло. Присутствие угарного газа в помещении не заметно – он не имеет ни цвета, ни запаха, но концентрация его в воздухе может оказаться смертельной для человека, - рассказывает начальник службы ВДГО. - Раньше в домовладениях в основном устанавливали деревянные окна и двери, через щели которых помещение  хорошо вентилировалось. Сейчас популярными стали металлопластиковые, с уплотнителями. Такие окна в закрытом состоянии блокируют поступление воздуха. В помещении, где установлено газовое оборудование, необходим трехкратный воздухообмен, обеспечение которого возможно только при наличии одновременно двух факторов - открывающейся форточки и вентиляционного канала.

Также владельцы допускают ошибку, приобретая газовое оборудование и материалы для строительства у сторонних организаций до момента изготовления проектной документации. Предусмотренные проектом технические устройства должны иметь сертификаты соответствия, эксплуатационно-техническую документацию, разрешение Ростехнадзора на применение.

Многие забывают, что природный или сжиженный газ – это взрывчатое вещество. Нарушение правил использования данного вида топлива может привести к беде. Некоторые попадают в подобную ситуацию по своей беспечности, легкомыслию. Кто-то для монтажа газовой системы внутри квартиры или дома приглашает несведущих и неумелых специалистов, которые путают газовые трубы с водопроводными, некачественно выполняют сварочные работы, не обеспечивая герметичность соединений. Бывает и так, что люди самостоятельно переносят газовое оборудование, используя резиновые шланги в системах снабжения природным газом,  тем самым нарушая обязательные требования пожарной безопасности.

Присоединять газовые приборы, а также производить их замену могут только специалисты газового хозяйства, имеющие лицензию на выполнение данных работ. 

Недоволен – не подписывай

Стоимость услуги – техобслуживания, как известно, зависит от количества газовых приборов в  доме, квартире. В договоре  на ВДГО подробно расписано, что должен сделать мастер при визите в ваш дом. Это проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, разборка и смазка кранов, проверка автоматики на приборах (наладка, регулировка) и многое другое. На осмотр каждого газового прибора мастер должен потратить определенное количество времени. И владельцу необходимо проследить за тем, чтобы вся работа, указанная в перечне (а он имеется на руках у слесаря), была исполнена. После оказания услуг хозяину домовладения предстоит подписать акт выполненных работ. Если у абонента есть претензии по перечню работ или качеству их исполнения, то он имеет право отказаться подписывать документ, изложив в акте особое мнение и суть недовольства работой мастера.

Но разве все потребители используют эти права? Гораздо чаще слесарь слышит от владельцев домовладений примерно следующее: «Вы проходите, посмотрите, но ничего не трогайте. Все нормально работает» или «Мне некогда, постарайтесь управиться побыстрее».