Запомнить меня

«04» принимает заявку

«04» принимает заявку

С. Сапрунов и Д. НайденовВряд ли кому-то не известны эти четыре «важных» телефонных номера: «01», «02», «03», «04». Позвонив по ним, абонент попадет в одну из служб экстренного реагирования.  К счастью, нужды кого-либо в срочном порядке  вызывать на помощь нет, но есть желание  написать репортаж о «постовых» газового хозяйства.

Ядро ОАО «Новопокровскаярайгаз» – аварийно-диспетчерская служба (АДС). Это своего рода визитная карточка предприятия. Здесь трудятся асы своего дела. Чтобы перейти в АДС, надо не менее трех лет отработать в структуре газового хозяйства.

Сегодня на смене  диспетчер Сергей Сапрунов. В кабинете застаем  и начальника службы Дмитрия  Найденова. Оба  имеют 20-летний стаж работы на предприятии.  С ними мне предстоит  сегодня некоторое время  дежурить.

Пока  «тревожный» телефон молчит. Его не спутаешь ни с каким другим средством оповещения. Дело в том, что место диспетчера оборудовано тремя  телефонами, обеспечивающими  районную, корпоративную и сотовую связи. Также имеются рация – для  связи с оперативными бригадами, компьютер с выходом в Интернет – он обеспечивает  наблюдение за функционирующей телеметрической системой контроля газорегуляторных пунктов. Под «оком» диспетчера находятся десять из пятидесяти объектов в станице Новопокровской. Это первый шаг на пути к модернизации.

В момент дежурства на одной из станций срабатывает сигнализация. Сергей Сапрунов наблюдает за процессом: открылась дверь, в помещение входят,  в следующую секунду загорается датчик, сообщающий, что на объекте  работают свои. Опасности нет.

В следующую минуту звонит «тревожный» телефон. Сергей принимает заявку: «Здравствуйте. аварийно-диспетчерская служба «Новопокровскаярайгаз», диспетчер Сапрунов слушает вас…».

Я не знаю, о чем говорит абонент. Но после того как диспетчер кладет трубку и  в течение пяти  минут организовывает оперативную бригаду «аварийщиков» к выезду на место, я могу прослушать «звонок»: голосовые заявки  архивируются (в течение месяца хранятся на жестких  дисках).

- Прибыл с дежурства, а жена говорит, что при работающем котле в доме пахнет газом. Она потушила. Включил и ...бах!

- Сейчас в котельной запах газа есть?

- Нет.

- Закройте кран, откройте форточки в доме, не допускайте курения в помещении и…

- Да я все знаю.

- Я обязан проинструктировать вас. Записываю адрес...

 За то время, пока я «принимала» заявку,  приметный ярко-желтый  автомобиль с символикой «Новопокровскаярайгаз» и экстренным телефонным номером «04» на борту прибыл на место. Спецмашина оборудована всем необходимым для обнаружения и ликвидации аварий. В салоне имеются современные спецприборы, инструменты для срочного ремонта.

- В 95 процентах случаев наши специалисты  устраняют поломки на месте, - рассказывает Дмитрий Найденов. - Ну а если требуется серьезный ремонт оборудования, тогда производим временное отключение домовладения от газоподачи, оформляем ремонтную заявку и в кратчайшие сроки ее выполняем.

«Аварийщики» находятся всегда «в боевой готовности». За 2012 год в  АДС зарегистрированы 482 аварийные заявки и 264 – ремонтные. Случается, что за рабочую смену «адээсники» наматывают  десятки километров по району. В течение дня они могут «кочевать» с одного населенного пункта в другой. Им не обязательно каждый раз возвращаться на «базу», диспетчер  связывается с  членами бригады по рации.

Звонят в райгаз по  разным поводам:  «не работает газовая плита»,  «не могу разжечь котел», «сломалась конфорка» и даже... «сколько стоит газ?».  Иногда бывает  достаточно проконсультировать абонента. Но всегда оперативно «аварийщики» реагируют на  сообщения по поводу утечки газа. К таким сразу же выезжают, делают замеры, ищут причину и ликвидируют ее.

- Каждый специалист АДС подготовлен  к работе в форс-мажорных ситуациях. Ведь приходится в считанные минуты принимать решение, быстро координировать действия, -  говорит начальник службы. -  Поэтому со всеми «аварийщиками» регулярно проводим контрольные вызовы на предмет готовности.

- Это сродни военным учениям?

- Примерно так. Моделируется аварийная ситуация. После выполнения  учебного вызова устраиваем разбор «полетов»: детально разбираем, как быстро среагировали, грамотно ли все выполнили. Отработать до механизма надо все на занятиях, поскольку в реальной ситуации  любая промашка может стоить кому-то жизни.

Бригада вернулась. Заявка выполнена. Причина утечки газа в доме определена и устранена.  Специалисты  пока занимаются другими работами.

Аварийно-диспетчерская служба на посту днем и ночью. Поэтому для круглосуточной работы созданы благоприятные условия: оборудованы комната для приема пищи, отдыха во время ночного дежурства, душевая, мастерская.

...Очередной «тревожный» сигнал из сельского населенного пункта. Диспетчер и начальник службы разворачивают карту, чтобы выбрать наикратчайший путь маршрута до места аварии.  В считанные  минуты спец-автомобиль выезжает за ворота предприятия.   

Фото А. Толстых