Вряд ли кому-то не известны эти четыре «важных» телефонных номера: «01», «02», «03», «04». Позвонив по ним, абонент попадет в одну из служб экстренного реагирования. К счастью, нужды кого-либо в срочном порядке вызывать на помощь нет, но есть желание написать репортаж о «постовых» газового хозяйства.
Ядро ОАО «Новопокровскаярайгаз» – аварийно-диспетчерская служба (АДС). Это своего рода визитная карточка предприятия. Здесь трудятся асы своего дела. Чтобы перейти в АДС, надо не менее трех лет отработать в структуре газового хозяйства.
Сегодня на смене диспетчер Сергей Сапрунов. В кабинете застаем и начальника службы Дмитрия Найденова. Оба имеют 20-летний стаж работы на предприятии. С ними мне предстоит сегодня некоторое время дежурить.
Пока «тревожный» телефон молчит. Его не спутаешь ни с каким другим средством оповещения. Дело в том, что место диспетчера оборудовано тремя телефонами, обеспечивающими районную, корпоративную и сотовую связи. Также имеются рация – для связи с оперативными бригадами, компьютер с выходом в Интернет – он обеспечивает наблюдение за функционирующей телеметрической системой контроля газорегуляторных пунктов. Под «оком» диспетчера находятся десять из пятидесяти объектов в станице Новопокровской. Это первый шаг на пути к модернизации.
В момент дежурства на одной из станций срабатывает сигнализация. Сергей Сапрунов наблюдает за процессом: открылась дверь, в помещение входят, в следующую секунду загорается датчик, сообщающий, что на объекте работают свои. Опасности нет.
В следующую минуту звонит «тревожный» телефон. Сергей принимает заявку: «Здравствуйте. аварийно-диспетчерская служба «Новопокровскаярайгаз», диспетчер Сапрунов слушает вас…».
Я не знаю, о чем говорит абонент. Но после того как диспетчер кладет трубку и в течение пяти минут организовывает оперативную бригаду «аварийщиков» к выезду на место, я могу прослушать «звонок»: голосовые заявки архивируются (в течение месяца хранятся на жестких дисках).
- Прибыл с дежурства, а жена говорит, что при работающем котле в доме пахнет газом. Она потушила. Включил и ...бах!
- Сейчас в котельной запах газа есть?
- Нет.
- Закройте кран, откройте форточки в доме, не допускайте курения в помещении и…
- Да я все знаю.
- Я обязан проинструктировать вас. Записываю адрес...
За то время, пока я «принимала» заявку, приметный ярко-желтый автомобиль с символикой «Новопокровскаярайгаз» и экстренным телефонным номером «04» на борту прибыл на место. Спецмашина оборудована всем необходимым для обнаружения и ликвидации аварий. В салоне имеются современные спецприборы, инструменты для срочного ремонта.
- В 95 процентах случаев наши специалисты устраняют поломки на месте, - рассказывает Дмитрий Найденов. - Ну а если требуется серьезный ремонт оборудования, тогда производим временное отключение домовладения от газоподачи, оформляем ремонтную заявку и в кратчайшие сроки ее выполняем.
«Аварийщики» находятся всегда «в боевой готовности». За 2012 год в АДС зарегистрированы 482 аварийные заявки и 264 – ремонтные. Случается, что за рабочую смену «адээсники» наматывают десятки километров по району. В течение дня они могут «кочевать» с одного населенного пункта в другой. Им не обязательно каждый раз возвращаться на «базу», диспетчер связывается с членами бригады по рации.
Звонят в райгаз по разным поводам: «не работает газовая плита», «не могу разжечь котел», «сломалась конфорка» и даже... «сколько стоит газ?». Иногда бывает достаточно проконсультировать абонента. Но всегда оперативно «аварийщики» реагируют на сообщения по поводу утечки газа. К таким сразу же выезжают, делают замеры, ищут причину и ликвидируют ее.
- Каждый специалист АДС подготовлен к работе в форс-мажорных ситуациях. Ведь приходится в считанные минуты принимать решение, быстро координировать действия, - говорит начальник службы. - Поэтому со всеми «аварийщиками» регулярно проводим контрольные вызовы на предмет готовности.
- Это сродни военным учениям?
- Примерно так. Моделируется аварийная ситуация. После выполнения учебного вызова устраиваем разбор «полетов»: детально разбираем, как быстро среагировали, грамотно ли все выполнили. Отработать до механизма надо все на занятиях, поскольку в реальной ситуации любая промашка может стоить кому-то жизни.
Бригада вернулась. Заявка выполнена. Причина утечки газа в доме определена и устранена. Специалисты пока занимаются другими работами.
Аварийно-диспетчерская служба на посту днем и ночью. Поэтому для круглосуточной работы созданы благоприятные условия: оборудованы комната для приема пищи, отдыха во время ночного дежурства, душевая, мастерская.
...Очередной «тревожный» сигнал из сельского населенного пункта. Диспетчер и начальник службы разворачивают карту, чтобы выбрать наикратчайший путь маршрута до места аварии. В считанные минуты спец-автомобиль выезжает за ворота предприятия.
Фото А. Толстых