За выполнение важной задачи командования Фёдор Свирилин был награждён орденом Ленина
В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки-кубанцы, сражаясь с врагом, являли собой пример мужества и отваги, за что были заслуженно отмечены высокими наградами. Об одном из них мне и хотелось бы рассказать. Это уроженец станицы Ильинской Ф.А. Свирилин. Фёдор Андреевич родился 3 февраля 1911 года в большой крестьянской семье.
Сызмальства познал нелёгкий труд на земле. Не меньше испытаний выпало и на юные годы нашего героя. В это время в стране происходили суровые события: Октябрьская революция, Гражданская война, голод (1921 и 1933 годы), коллективизация.
В 1930 году Фёдор Свирилин уехал в город Кутаиси на строительство Рионской ГЭС. Спустя два года он вступил в комсомол, а ещё через год был призван в Красную Армию. После службы вернулся в родной край. Работал начальником отделения связи в станице Успенской, которая на тот момент входила в Ильинский район.
В мае 1939 года Фёдор Андреевич становится членом коммунистической партии.
А потом началась война… Свирилин добровольцем отправился на фронт. Там ему довелось командовать ротой автоматчиков в составе 85-го гвардейского полка 32-й дивизии, которая отражала натиск гитлеровцев на Туапсинском направлении, в районе станции Индюк. Тут-то и случились те события, вследствие которых наш земляк был удостоен высшей награды Родины.
«…10 сентября 1942 года меня и моего заместителя Дорошенко срочно вызвал к себе командир полка майор Толкунов, - рассказывает Фёдор Андреевич в своём письме учащимся 7б класса средней школы № 88 (ныне СОШ № 16). - Когда мы прибыли в штаб, все офицеры уже были в сборе. Командир посадил нас в машину, и мы горной дорогой двинулись по направлению к наблюдательному пункту командующего 18-й армией генерала Гречко. Там же находился и представитель Верховной Ставки маршал Советского Союза С.М. Будённый.
Гречко подвёл нас к карте и стал пояснять, что в 500 метрах от немецкой обороны, в гроте, хранятся 248 авиационных химических бомб, начинённых ипритом. Вес каждой – 250 килограммов.
Наша задача состояла в том, чтобы перетащить эти бомбы в безопасное место и затем отправить их в глубокий тыл. Операция предстояла сложная и опасная и имела большую государственную важность. Мы должны были выполнить её любой ценой».
омандование полка начало тщательно готовиться к выполнению боевого задания.
«Началась операция ночью 11 сентября 1942 года, - пишет Свирилин. - Я со своей ротой численностью в 76 человек и хим-взводом направился к гроту, где находились бомбы. Кругом шёл отвлекающий бой. Это помогло нам спокойно добраться до цели. Там мы взяли три бомбы и пошли обратно. Но только сделали несколько шагов от склада, как наш отряд атаковали немецкие автоматчики, появившиеся словно из-под земли. Завязалась перестрелка. В итоге враг отступил, но семь наших бойцов были тяжело ранены.
И так каждую ночь до 22 сентября. С большим риском мы ходили за бомбами, теряли в стычках с немцами своих людей. Особенно много полегло в ходе операции солдат из штрафного батальона.
Но приказ мы всё же выполнили. А по пути в часть снова наткнулись на немцев, которые планировали захватить наш штаб. Только одного они не учли, что наша группа оказалась у них в тылу и теперь мы могли воспользоваться моментом неожиданности. В результате семь гитлеровцев были убиты и 13 взяты в плен.
3 октября 1942 года меня и Дорошенко вызвали в штаб и вручили каждому орден Ленина. Остальные участники операции также были награждены орденами и медалями».
В 1943 году Фёдор Андреевич получил тяжёлое ранение, после чего был комиссован из армии и отправлен домой.
Вернувшись в родную станицу, Свирилин сразу устроился на работу. Занимал разные руководящие должности.
Кроме ордена Ленина, Фёдор Андреевич награждён медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие».
Вместе со своей любимой супругой Ольгой Андреевной он воспитал четверых детей, вывел их в люди.
Героя моего рассказа уже давно нет в живых, однако в станице
Ильинской его помнят и чтят, а местный исторический музей бережно хранит
все его письма.