Расследование газеты "Кубанские новости"
После публикации материала «Маршрутный облом» («КН» от 30 марта 2016 года) в редакцию пришел ответ из министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. В ведомстве подтвердили, что нерентабельный маршрут «Кропоткин – Новопокровская», от которого отказался перевозчик, оказался никому не нужен. Почему так происходит, продолжают разбираться «Кубанские новости».
Не предусмотрено…
Маршрут «Кропоткин – Новопокровская» закрыт в связи с отсутствием «стабильного пассажиропотока». В то же время, если появится смельчак, готовый обслуживать это направление, министерство транспорта края обещает рассмотреть вопрос возобновления перевозок.
По мнению краевых чиновников, «жители Новопокровской, воспользовавшись муниципальными пригородными маршрутами регулярного сообщения, имеют возможность с одной пересадкой доехать до Кропоткина».
С отменой прямого рейса людям предложили добираться из Новопокровской в Кропоткин транзитом: в объезд, через тихорецкий автовокзал, или через соседнюю станицу Ильинскую. Но расписание маршруток, прибывающих из Новопокровской в Ильинскую, не совпадает с графиком отправления автобуса из Ильинской в Кропоткин!
С нашей подачи из министерства «в целях минимизации затрат времени пассажиров» главе Новопокровского района Александру Сотникову было направлено письмо о корректировке расписания муниципального маршрута «Новопокровская – Ильинская» с учетом прибытия и отправления из Ильинской в Кропоткин межмуниципального маршрута.
Таким образом, минтранс признает, что не может заставить перевозчика возродить маршрут, а жителям станицы напоминает: «…действующее законодательство не предусматривает организацию обязательного беспересадочного сообщения между всеми населенными пунктами Краснодарского края».
Сам себе перевозчик
Иными словами, сельским жителям предлагают смириться, что нерентабельный маршрут приказал долго жить. Не нравится? Ищите перевозчика, который возьмет убыточное направление, обеспечивайте ему стабильный пассажиропоток.
– Хотелось бы, чтобы министерство транспорта и дорожного хозяйства каким-то образом повлияло на перевозчика. Для жителей Новопокровского района этот маршрут всегда имел большое социальное и экономическое значение, – комментирует ответ минтранса житель станицы Новопокровской Иван Бойко, ветеран труда. – Сейчас нам предлагают добираться в город Кропоткин с пересадкой в Тихорецке, а это занимает в три раза больше времени и намного дороже. А транзитная пересадка в станице Ильинской, где нет оборудованного автовокзала, станет настоящим испытанием для пассажиров!
Кроме того, жители райцентра – станицы Новопокровской, где находится автокасса с оборудованным залом ожидания, удивляются: почему автобус из Кропоткина продолжает ходить в соседнюю станицу Ильинскую? Ведь расстояние от Новопокровской до Ильинской всего-то около 25 километров! А условия для пассажиров в здании автокассы в районном центре намного лучше.
Бомбилы «рвут подметки»
– Что мешает продлить маршрут и сделать конечной остановкой автобуса из Кропоткина автокассу в станице Новопокровской? – спрашиваю по телефону у Сергея Шевченко, директора кропоткинской автоколонны № 1493, которая и бросила маршрут «Кропоткин – Новопокровская», но продолжает пассажирские перевозки между Кропоткиным и станицей Ильинской.
– Дело в расстоянии. От Кропоткина до Ильинской – 50 километров, и это считается пригородным маршрутом, если продлить до Новопокровской, будет 75 километров, а это уже межгород. А значит, другие требования к перевозке пассажиров, – объясняет тонкости Сергей Шевченко.
По его словам, основной причиной снижения пассажирского потока, как на Новопокровском направлении, так и на многих других, стали таксисты-частники, которые «рвут подметки» у официальных автоперевозчиков. Руководитель предприятия сетует, что в станицах процветает частный извоз. Сельские «бомбилы» возят людей за бесценок.
– Автобус едет пустой, а перед ним – ряд легковушек без «шашечек», которые собирают на остановках людей. Нам достаются льготники, а они оплачивают проезд в полцены. Причем в этом году компенсации из бюджета за провоз льготников до сих пор не поступили, – руководитель говорит, что из-за этого автотранспортное предприятие несет серьезные убытки. Только по городским перевозкам ежемесячно «зависает» до 700 тысяч «льготных» рублей.
Автобус как роскошь?
В разговоре с руководителем автотранспортного предприятия вспомнил крылатую фразу Нонны Мордюковой в сатирической роли домкома из «Бриллиантовой руки»: «Наши люди в булочную на такси не ездят»…
Сергей Шевченко заметил, что сейчас ситуация точно обратная. По его сведениям, только в Кропоткине с населением около 80 тысяч жителей – порядка 3 тысяч таксистов! Он реально обеспокоен ситуацией на рынке автоперевозок и обращает внимание, что если не навести в отрасли порядок, то через 2 – 3 года, о многих ныне нерентабельных автобусных маршрутах можно будет забыть.
В том числе свои надежды на сохранение автобусных пассажирских перевозок кубанские транспортники связывают, прежде всего, с бюджетными компенсациями за провоз льготных пассажиров, поддержкой на государственном уровне муниципальных и автотранспортных предприятий, обслуживающих те самые, социально значимые, но плохо окупаемые автобусные рейсы.
Прямая речь
Андрей АЛЕКСЕЕНКО, вице-губернатор Кубани:
– Тема незаконных перевозок достаточно злободневная. Необходимы системные контрольные мероприятия. Это позволит обеспечить безопасность и качество перевозок, а также увеличит поступления в бюджеты различных уровней от осуществления перевозок на законной основе.
Кстати
Всего на Кубани выявлено более 33 тысяч транспортных средств, незаконно осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, из них 20 тысяч – в Краснодаре.
Фото автора