Это было 39 лет назад, когда мы молодыми девчонками поехали учиться в Чечено-Ингушскую Республику, в город Гудермес.
После окончания педучилища в 1978 году в составе большого отряда учителей приехали в Ножай-Юртовский район из различных краев и областей страны. Среди жителей этого района можно было встретить и русского, и украинца, и белоруса, и армянина. Все мы жили тогда одной дружной интернациональной семьей и одной заботой – воспитанием подрастающего поколения. Ежегодно туда приезжали выпускники различных вузов и педучилищ. Каждого из них жители Чечни принимали как самого дорогого гостя, считали самым уважаемым человеком на селе.
И вот по распределению нас, четырех девушек, направили работать в село Байтарки Ножай- Юртовского района. В то время нам было по 19 лет, но местные жители встретили нас приветливо, с большой радостью.
Я приняла учащихся 1 класса, а также стала вести уроки русского языка в 5-10 классах. Меня назначили классным руководителем 5 класса. Сначала я испытывала трудности в работе, так как первоклассники совершенно не знали русского языка. Ежедневно по словечку я изучала с ними русскую грамоту, а спустя несколько месяцев они уже стали общаться со мною, свободно владея русским языком.
Отработав там несколько лет, я вернулась на Кубань, устроилась работать в СОШ № 17 станицы Ильинской. Одновременно продолжала заочно учиться в педагогическом университете города Грозного и не теряла связь с любимыми учениками и педколлективом. Все эти годы жила только одной мечтой – вновь побывать в родных чеченских горах, встретиться со своими выпускниками.
И вот этот долгожданный день настал через 33 года. Я со своей бывшей коллегой Татьяной Магазовой (она проживает в Кисловодске) быстро пакуем вещи и отправляемся в Чечню. Ранним майским утром поезд привез нас в город Хасав-Юрт, где нас встречали бывшие наши выпускники и педколлектив байтаркинской средней школы. Это была встреча с цветами и со слезами на глазах.
...Мы едем в знакомое село. Я вновь увидела вершины гор, вдохнула пьянящий запах чинар, увидела новую послевоенную жизнь Чечни. Была удивлена тем, что после двух войн Чечня так быстро отстроилась. Теперь в каждом высокогорном селе есть газ, вода, скорая помощь и асфальтированные дороги.
И вот мы у ворот новой школы. Нас встречали ученики, коллектив учителей, местные жители, кто знал нас и кто не знал, а только слышал по рассказам старших, что когда-то здесь работали трое русских учителей. Для них русский учитель – это что-то святое. Старейшины перед нами вставали и низко кланялись. Этот народ любит и уважает русских. Они жалеют о том, что из Чечни выехало много учителей. В данное время там нет ни одного русского учителя. Сейчас в селе Байтарки новая школа, где есть большой спортзал, в классах – компьютеры. Ее помогли отстроить бывшие выпускники школы.
Мои ученики выросли и стали взрослыми, у всех есть семьи. Кто-то стал учителем, кто-то рабочим, кто-то нефтяником, политиком, один из них занимает пост заместителя начальника кафедры урологии в Москве. Но несмотря на то, что некоторые занимают высокие посты, – помнят и любят своих учителей. При встрече они одарили нас дорогими подарками. Учитель У. Мадаков, с кем мы работали в те годы, подарил нам стихи на память, которые сам сочинил.
Четыре дня, проведенные на чеченской земле, пролетели быстро. Но мы успели побывать в Грозном, Гудермесе. Эти города нельзя было узнать. Многих прежних улиц уже нет. Теперь на этих местах выросли многоэтажные дома, мечеть. Особенно меня поразили чистота, порядок, которые там царят. И где бы мы ни были, нас встречали тепло и с огромной радостью угощали национальными блюдами, дарили подарки, приглашали вновь вернуться с семьей в Чечню. При отъезде мы пообещали, что на следующий год обязательно увидимся.
...Вот уже месяц пролетел с того момента, когда я навестила родные для меня места, где прошли мои прекрасные юные годы, где я делала свои первые шаги в педагогической деятельности, где набиралась знаний и опыта. Но до сих пор мое сердце переполняют радостные чувства от встречи с прошлым. Как я счастлива! Ведь прошлое нельзя вычеркнуть! Еще раз убедилась: простые чеченские люди, взрослые и дети, хотят жить в мире и дружбе. Они всегда уважали и уважают русских, считают нас своими друзьями.