15 сентября – День кубанской семьи
Семейные вопросы атаман решает просто и без сантиментов
Что превращает нас из группы совместно живущих людей в семью? А в кубанскую семью? Не последнюю роль в создании крепкой ячейки играют обычаи, передающиеся поколениям. В кубанской семье значение традиций особое, они влияют на быт и ценности людей.
Николай Алексеевич Романчук знает не понаслышке силу традиций как в семье, так и в обществе. За свои 77 лет он создал не только свою ячейку, соблюдая кубанские обычаи, но и возродил казачье общество в Новопокровском районе.
Что двигает человеком к его цели? Как находит он свое место на родной земле? На эти вопросы Николай Алексеевич отвечает коротко:
– Душа требует, сердце само подсказывает.
Все детство Николай Алексеевич считал себя казачонком. С гордостью носил кубанку, подаренную учителем Марией Тимофеевной Майдибор. Слушал с упоением рассказы старожилов о казаках. В станице помнили подвиги земляков.
Учась в Армавире, студент приобрел не только профессию строителя, но и встретил супругу. Людмила Дмитриевна доверила ему свои жизнь и благополучие. Они вместе уже 55 лет. Жена пошла за мужем в сельскую жизнь, соблюдая казачьи традиции.
Далека была городская девушка от казачества, не понимала его, но во всем поддерживала мужа. Трудный путь молодой семьи они выдержали с честью. Свекровь обучала невестку всем премудростям ведения хозяйства строго, по-казачьи. Если хозяйки мириться сами не хотели, Николай разрешал спор по-своему. Приедет на обед, а дома две женщины с красными заплаканными глазами. На столе две кастрюли: одна с супом, другая с борщом. Как тут быть? Крутой нрав казака не допускал сантиментов и примирял мать с невесткой по-казачьи: закинул одну кастрюлю в угол хаты, следом летела вторая, а сам отправлялся обедать в колхозную столовую.
Женская мудрость и любовь расставила все по своим местам. С уважением и теплотой вспоминает Людмила Дмитриевна свекровь. Это она научила стирать, готовить, балакать, корову доить, помогала растить детей. Она смогла стать ей второй матерью.
Николай Алексеевич работал строителем в колхозе «Ленинский путь», позже взял патент, и его бригада выполняла строительные заказы по всему району и даже краю.
Мысли о казачестве не давали покоя. В 1989 году пошли слухи: в Краснодарском крае возрождается казачество. Решил проверить, так ли это. Николай Алексеевич с другом поехал в Тихорецк, там купили казачью форму на вещевом рынке и вышли на торжественный митинг 7 ноября в родной станице.
Вид молодых мужчин в казачьей форме при большом скоплении народа, конечно, вызвал недоумение. Люди шептались: «Белогвардейцы!» Николай Алексеевич усугубил ситуацию портупеей и настоящей боевой шашкой. Шашку раздобыл у знакомого деда.
Чем бы закончилась для друзей отчаянная демонстрация своих убеждений неизвестно. Прытким молодым людям пришли на помощь быстрые ноги и хорошее знание родных улиц. Деду шашку вернули в целости и сохранности.
Когда повсюду объявили о возрождении кубанского казачества, Николай Алексеевич решил нести свою идею о создании общества в станице в массы официально, выйти, так сказать, из тени. Не раздумывая, он подался в Краснодар, нашел штаб казачества: «Такой-то прибыл в ваше распоряжение со станицы казачьей, принимайте!» Удостоверение настырному сельчанину выдали, и с той поры Николай Алексеевич начал официально возрождать казачество на малой родине.
В районе такую инициативность поначалу встретили без энтузиазма, но после долгих размышлений добро дали. Николай Алексеевич всех известил, и первыми желающими вступить в казачество были друзья-товарищи. Всего набралось 20 человек. Обратились к председателю сельского совета, получив одобрение приглашенных ветеранов Великой Отечественной войны 4-го гвардейского казачьего кавалерийского корпуса, подписали протокол о создании Калниболотского казачьего общества. Атаманом выбрали Николая Романчука...
Две дочери Ирина и Наталья, две внучки, внук и правнучка Машенька растут в любви и заботе. Дома строго соблюдают традиции. Жена, дочки и внучки надевают по праздникам казачью одежду. Наряды для своих женщин заказывал отец семейства. Сам ездил за юбками и монисто.
Свадьбы гуляли с соблюдением всех традиций. Зятья тоже все казаки.
Самый почитаемый праздник в семье – Светлая Пасха. Взрослые и дети ходят в церковь, встречают друзей и родных.
Николай Алексеевич относится к делу своей жизни серьезно. Калниболотское казачье общество послужило примером для всего района, в каждом поселении начали создавать объединения. Много идей воплощено под руководством атамана. Часовня, два памятника, первый казачий класс – это и многие другие дела записаны в летопись жизни славных казаков.
Став инициатором казачьего класса в школе, Николай Романчук взял наставничество на себя. Он познавал сам и учил детей. Первые казачата под его руководством изучали историю и традиции казаков, ездили на экскурсии по памятным местам всего края.
Культуру и традиции казаков чтут в кубанской семье. / Фото из архива Н. Романчук
Книги о казачестве, исторический материал достать было практически невозможно. Дотошному учителю литературу присылал друг из Германии. К слову сказать, из 22 выпускников первого казачьего класса 19 поступили в высшие учебные заведения. Став педагогами, юристами и врачами, они до сих пор не забывают наставника, звонят и обращаются за советом.
Атаман принимал участие во всех съездах казаков – в Москве, Ставрополе, Пятигорске. На перезахоронении мощей Серафима Саровского в Дивеево в августе 1991 года в составе делегации из ста человек принимали участие четыре казака, в том числе и Романчук. Казаки сопровождали Патриарха Алексия II, за что награждены почетными крестами.
В 2014 году 16 человек из Новопокровского района отправились добровольцами на полуостров Крым обеспечивать безопасность населению. Понимая всю ответственность, переживая за мужа и отца, семья отговаривала его, но казак сказал свое слово, никто не посмел ему перечить. Николай Алексеевич в Севастополе охранял дом правительства.
В 2022 году он уже не оповестил свою семью и отправился самостоятельно в зону СВО. Но на блокпосту завернули отчаянного казака: «Езжай, дед, к бабушке своей и внукам». Ничего не поделать, пришлось ему отдать рюкзак с сухпайком молодым солдатам и вернуться в родной дом.
Всю жизнь, вдохновляясь идеей возрождения традиций на родной земле, казак жалеет лишь об одном – года пролетели слишком быстро. Строгий и ранимый, добрый и отзывчивый, он переживает о молодом поколении, тесно переплетая в своей и общественной жизни прошлое и будущее. С надеждой вопрошает он у нового поколения: будут ли они так же горячо любить свою землю и помнить свои корни?