На выездном заседании комитета ЗСК обсуждены итоги переходного периода реализации 131-го Закона
В нашем районе, как сообщалось, состоялось выездное заседание комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий. На нём обсуждались итоги переходного периода реализации Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и перспективы дальнейшего развития муниципальных образований.
В работе заседания принимали участие члены комитета ЗСК, представители администрации Краснодарского края, первый заместитель главы МО Новопокровский район Р.А. Шевченко, председатель Совета МО Новопокровский район В.И. Баранов, депутаты Совета района, главы и депутаты сельских поселений, председатели ТОСов.
Отправная точка
После демонстрации короткометражного фильма о муниципальном образовании Новопокровский район к присутствующим обратился Р.А. Шевченко:
- Проведение выездного заседания на территории нашего района послужит отправной точкой для дальнейшего движения вперёд. За три года мы выработали положительную тенденцию работы депутатского корпуса. На примере программных мероприятий прошлых лет убедились, что без поддержки нас не оставляют. Новопокровский район перестал быть «медвежьим углом». Мы получаем из края помощь как деньгами, так и хорошими советами, напрямую работаем с администрацией края, с ЗСК. Всё это позволит нам перейти на новый уровень общения власти и населения.
15 лет парламенту Кубани
Так как заседание комитета ЗСК проходило в рамках подготовки к празднованию 15-летия Законодательного собрания края, то нельзя было обойти такой вопрос, как роль парламента Кубани в правовом обеспечении реализации важнейших вопросов жизнеобеспечения населения региона. На эту тему с докладом выступила заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий И.Д. Конограева.
Ирина Дмитриевна рассказала об истории становления представительного органа Кубани в новейшей истории России. Выборы депутатов ЗСК первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года. К работе Законодательное собрание приступило 19 декабря. В его составе тогда было 50 народных избранников. С декабря 1995 года парламент Кубани возглавил В.А. Бекетов.
течение всего срока полномочий депутатов первого созыва приоритетными были три задачи: сохранение целостности, стабильности, управляемости в регионе, защита социально-экономических интересов жителей Краснодарского края, кадровое обеспечение краевого, городского и районного уровней власти. Законом номер один, принятым ЗСК, стал закон о моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае. Время показало, что этот нормативно-правовой акт внёс значительный вклад в укрепление гарантий и прав жителей Кубани на получение бесплатного и доступного образования.
Основополагающими в крае стали такие законы, как «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», «О статусе депутатов представительного органа местного самоуправления», «О выборах главы администрации Краснодарского края» и другие. Депутаты первого созыва заложили основу краевой правовой базы в фундамент работы последующих созывов.
Выборы депутатов ЗСК второго созыва состоялись 22 ноября 1998 года. И теперь задачами наряду с законотворчеством стали изучение основ и практики применения уже принятых законов и, самое главное, контроль за исполнением этих законов. Председателем ЗСК вновь был избран В.А. Бекетов.
В эти годы прослеживается социальная направленность краевого и муниципальных бюджетов. Ассигнования на социальную сферу выросли с 24,5 процента в 2000 году почти до 60 процентов в 2002-м. Во втором созыве был принят принципиально важный для жителей Кубани закон «Об охране здоровья населения Краснодарского края». Его появление явилось толчком для дальнейшей разработки целого пакета нормативно-правовых актов.
24 ноября 2002 года состоялись выборы депутатов третьего созыва. Возглавить Законодательное собрание в очередной раз было доверено В.А. Бекетову.
Особенностью состава третьего созыва ЗСК стало то, что большинство депутатских мандатов получили руководители предприятий, организаций. В своей деятельности они сделали акцент на принятие законов, направленных на укрепление экономики Краснодарского края и поддержку социальной сферы.
Серьёзные проблемы встали перед законодателями в связи с предстоящей реформой местного самоуправления. Центральное место в их деятельности заняла работа над проектом закона «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», который должен был обеспечивать проведение реформы и реально приблизить власть к населению, повысить её ответственность перед жителями Кубани.
2 декабря 2007 года состоялись досрочные выборы депутатов ЗСК четвёртого созыва. В кубанский парламент вошли представители «Единой России» – они заняли 61 место, КПРФ – шесть мест, «Справедливая Россия» – три места. В депутатском корпусе – пять женщин. Председателем парламента Кубани вновь был избран В.А. Бекетов.
В заключение И.Д. Конограева подчеркнула:
- Нам с вами предстоит очень большая работа и только единой командой мы сможем её выполнить.
Основныесредства – на благоустройство
Председатель комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления А.И. Шустенков предложил немного изменить заданный сценарий заседания. Прежде чем выступать гостям, он дал слово тем, кто живёт и работает на новопокровской земле. Слово предоставили главе Новопокровского сельского поселения М.И. Гречушкину.
Он рассказал о социально-экономическом развитии поселения, о градообразующих предприятиях. Собственные доходы поселения выросли за четыре года, как мы работаем по 131-му закону. Если в 2006 году собственные доходы составляли 35793 тысячи рублей, то нынче планируем получить более 45 миллионов рублей.
М.И. Гречушкин отметил, что при переходе на работу по 131-му закону о местном самоуправлении сельское поселение столкнулось с рядом проблем: отсутствие должной налогооблагаемой базы, изношенность водопроводных сетей, неудовлетворительное состояние дорог и тротуарных дорожек, слабое уличное освещение, отсутствие условий для массового отдыха жителей, захламлённость территорий и т.п. Поэтому при формировании бюджета поселения его основная часть за четыре года направлялась на благоустройство и ЖКХ. Ежегодно на эти цели осваивалось более 70 процентов местного бюджета. Так удалось решить многие задачи, Новопокровское поселение заметно преобразилось.
Естественно, что своих средств на всё недостаточно, поэтому поселение принимает участие во всех доступных краевых программах.
Вопросы местного значения поселением практически выполняются полностью.
Не хватает полномочий? Изучайте закон!
Кубанское сельское поселение на выездном заседании представлял председатель Совета И.Г. Фендриков.
Темой его выступления стал вопрос взаимодействия Совета депутатов с органами исполнительной власти и общественными организациями.
- Однако считаю, - подчеркнул И.Г. Фендриков, - что в решении некоторых вопросов депутатам не всегда хватает полномочий. Например, в вопросе по контролю за эффективным использованием земель. Было бы целесообразно при передачи земли в аренду или продлении аренды учитывать мнение Совета депутатов и администрации поселения.
Необходимый нам в работе орган – административная комиссия. Однако, образно выражаясь, в поселении остаётся только моральная часть, а материальная в казну поселения не поступает. Это вовсе не стимулирует работу комиссии. Поэтому было бы правильным оставлять деньги в поселении для решения каждодневных бытовых, хозяйственных проблем.
Затронутую в выступлении председателя Совета Кубанского сельского поселения тему продолжил А.И. Шустенков.
- Вернусь к вопросу контроля за эффективным использованием земель и ваших полномочий. В ст. 14 п. 20 131-го Федерального закона сказано, что среди полномочий сельских поселений есть и такое, как осуществление земельного контроля за использованием земель поселения! И именно вы контролируете или должны контролировать их. Это ответ на ваш вопрос.
Совет района
О работе представительных органов местного самоуправления в условиях реформы местного самоуправления на заседании рассказал председатель Совета МО Новопокровский район В.И. Баранов.
Совет района в своей деятельности постоянно уделял внимание реформе местного самоуправления и реализации 131-го Федерального закона. Принимались решения о создании сельских поселений, наделении их имуществом для выполнения полномочий, определённых законодательством, утверждали границы сельских поселений и многое другое.
В.И. Баранов отметил, что в некоторых поселениях ощущался недостаток квалифицированных специалистов для выполнения полномочий, установленных 131-м законом. Поэтому в первое время часть из них передавалась муниципальному образованию.
Реализация вышеназванного закона позволила повысить активность органов местного самоуправления, жителей сельских поселений.
{mospagebreak}
Итог работы – результат
Первый заместитель руководителя департамента по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Краснодарского края Ю.А. Бурлачко рассказал присутствующим об организационно-методических аспектах взаимодействия органов исполнительной государственной власти Краснодарского края с органами местного самоуправления.
Он отметил, что процесс становления местного самоуправления на Кубани был сложным. С момента вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» проведена большая работа по обеспечению условий формирования органов местного самоуправления. Разработана и принята вся необходимая нормативно-правовая база.
Немалая работа проведена департаментом по взаимодействию с органами местного самоуправления по соблюдению на территории муниципальных образований федерального и краевого законодательства.
По поручению губернатора с самого начала проведения реформы в крае действует специальная комиссия по реализации 131-го закона. Она провела ряд заседаний, по итогам которых выработаны соответствующие рекомендации. Они легли в основу организации системы местной власти, перераспределения полномочий, а также механизмов стимулирования органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Специальным постановлением губернатора на территории края в каждом муниципальном образовании проводятся социологические исследования. Ведь помимо социально-экономического развития очень важно знать, как жители того или иного населённого пункта относятся к тем или иным преобразованиям.
Серьёзное значение уделяется повышению квалификации муниципальных служащих. В настоящее время принята программа, направленная на укрепление кадрового потенциала.
В ходе реализации 131-го закона уже три года осуществляются мониторинг и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. По итогам наиболее успешным территориям в качестве поощрения перечисляются из краевого бюджета средства на решение социально значимых вопросов. Общий призовой фонд – 50 миллионов рублей. Ю.А. Бурлачко отметил, что Новопокровский район по итогам всех трёх лет занимает призовые места. В бюджет было перечислено 14,5 миллиона рублей.
Стратегия развития
Представители администрации Краснодарского края также рассказали присутствующим на заседании об индикативном планировании, стратегии развития территорий, программно-целевом методе социально-экономического развития муниципальных образований Кубани. Кроме того, обсуждались тема бюджетного процесса, формирование налогооблагаемой базы местных бюджетов и многое другое.
Сегодня все субъекты РФ, территории, отрасли экономики и отдельные предприятия занимаются стратегическим планированием. Цель разработки документов подобного характера – определение перспектив социально-экономического развития.
Обращаясь к главам сельских поселений, было сказано, что план сельского поселения является частью системы индикативного планирования всего Краснодарского края. Ошибки, допущенные на уровне сельского поселения, могут привести к цепочке ошибок в планах районов и в конечном счёте к некорректному формированию индикативного плана всего региона. Корректно и достоверно сформированный индикативный план является залогом успешного развития любого сельского поселения.
Индикативный план поселения позволяет получить оперативную информацию о динамике развития экономики, социальной сферы, сельского хозяйства и о приоритетах на предстоящий год.
Фантазию делать быльюИтог заседания подвёл А.И. Шустенков.
- Прошли годы переходного периода, когда мы работали в рамках 131-го закона. Что он нам дал?
Приведу пример. У двух хозяек разные кошельки: у одной он заполнен до отказа, у другой – денег не так много. Какая из них точно знает, сколько денег в кошельке? Естественно, вторая. У первой, если и пропадёт какая-то сумма, она не заметит. А вот вторая хозяйка точно знает, на что потратит ту или иную сумму, где надо сэкономить, что купить в первую очередь. Это можно сказать и о местных бюджетах. Из Москвы не видно было, в чём нуждается то или иное сельское поселение. А благодаря 131-му закону все бюджеты перешли на места, что даёт возможность рационально и разумно использовать средства.
В ранее принятом законе о местном самоуправлении не было и ещё одной главной вещи. Когда народ видит свою поселенческую власть, то он с неё может спрашивать, может ей помогать, из своих рядов формировать эту власть, а значит, ей в первую очередь доверять.
А.И. Шустенков продолжил:
- Мы прошли этап переходного периода. Чего же мы достигли? Вспомните, какими были населённые пункты Новопокровского района пять лет назад, каким был г. Краснодар и какими были другие города, поселения, станицы на Кубани. Различия налицо. И мы сегодня, в ноябре 2009 года, должны посмотреть на пять лет вперёд. Мы провели Олимпиаду, у нас великолепные дороги, прекрасная связь, Черноморское побережье заполнено отдыхающими, станица Новопокровская утопает в зелени, везде свет, свалки отсутствуют, потому что вместо двух мусоросборочных машин в поселении 25, заработная плата более ста тысяч рублей...
Да, я фантазирую. Но вспомните конец 90-х годов прошлого века. Никто не забыл то время и вряд ли кто мечтал так жить, как сегодня. Такое было. Поэтому мои слова реальны и для этого мы с вами собрались. Надо определить стратегию движения вперёд на базе того, что вы уже сделали за прошедший период. И что делать, чтобы фантазия стала былью? Работать! И работать эффективно!
А надёжным источником увеличения бюджета является именно наш 131-й Федеральный закон.
Е. Морозова.