Реки
С удовольствием прочитал в «Сельской газете» статьи краеведа И.К. Бойко о реках района и интервью с главным агрономом управления сельского хозяйства В.В. Курочкиным о защитных лесных насаждениях, и захотелось продолжить эту тему, в том числе в правовом аспекте.
В нашем районе берет начало река Ея, вторая по длине после Кубани в Краснодарском крае. Пробежав 311 км по территориям Новопокровского, Павловского, Крыловского, Кущевского, Староминского районов и завернув по пути в Ростовскую область, она отдает свои воды Азовскому морю, впадая в лиман, дав ему свое название - Ейский, а также и название городу Ейск.
Если смотреть на карту, реки похожи на кровеносную систему. Да и в действительности реки, как кровеносные сосуды, питают и поддерживают ту природную среду, в которой мы живем сегодня. Реки - это климат, урожаи, рыба, отдых. Представьте, что вдруг не стало рек. Жара, высохшие растения и прочие «прелести» безводной степи.
Воды всех рек района (кроме Калалы) пополняют Ею. Река Калалы течет на восток, впадает в реку Егорлык, которая является притоком Дона. Поэтому как и Ея Калалы является рекой Азово-Черноморского бассейна. Вот названия рек, протекающих по территории района и впадающих в Ею по ходу её движения на северо-запад: Карасун с её притоками Косой и Мокрой, Широкая, Горькая, Терновка с притоком Грузкая, Гаркушина (п. Незамаевский), Водяная (Новоивановская), Плоская с притоком Терноватая и еще несколько небольших ручьев.
На каждой реке - созданные руками человека водоемы, пруды, ставы со своей историей, часто связанной с судьбами людей. Каких только нет названий: Первомайка, Карасевка, Адоевский, Кировский, Рябцев, Ворошиловский, Сталинский, Майгора и десятки других. Рассказывать о каждом можно бесконечно.
Молодежь воспринимает реки такими, какие они есть. Старшее поколение помнит, какими реки были несколько десятилетий назад. Сегодня трудно представить пляж в станице. Грязная, стоящая, тухлая вода, начиная с июля, камыши все больше сжимают чистое пространство воды. А ведь были реки с чистой водой, и на станичном пляже отдыхал народ, в реках водилась рыба, и раки бились об ноги.
Реки нужно беречь, сохранять. Как будет человек взаимодействовать с природой, зависит и его будущее.
Использование и охрана рек регулируются Водным кодексом РФ. Закон устанавливает около рек три прибрежные полосы: водоохранную зону, защитную полосу и береговую - для общего пользования.
В соответствии со ст. 65 Кодекса ширина водоохранной зоны за пределами населенных пунктов устанавливается от истока реки, ручья до 10 км - 50 м; от 10 до 50 км - 100 м; 50 км и более – 200 м. Защитная полоса входит в водоохранную зону и её ширина составляет от 30 до 50 метров в зависимости от длины реки, ручья и уклона береговой полосы.
Ст. 6 Водного кодекса РФ определена ширина прибрежной полосы для общего пользования. Она используется для отдыха, любительского и спортивного лова рыбы. Её ширина 20 метров, а около рек и ручьев продолжительностью не более 10 км - 5 метров от береговой линии. В населенных пунктах ширина водоохранных зон определяется Правилами градостроительства и зависит от ряда условий: наличие набережной, оборудования стоков и пр.
В водоохранных зонах и защитных береговых полосах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной деятельности с целью предотвращения загрязнения, заиления и истощения рек, сохранения среды обитания биологических ресурсов.
В водоохранной зоне нельзя хранить ГСМ, химикаты, сооружать кладбища, свалки, проводить авиационные работы для обработки полей и т.п. Не буду приводить весь перечень запретов: каждый может с ним ознакомиться, открыв Водный кодекс.
В защитной полосе сохраняются все ограничения, установленные в водоохранной зоне, и дополняются новыми: не разрешаются распашка земель, выпас скота, размещение отвалов грунта.
В береговой полосе, предназначенной для общего пользования, нельзя пользоваться механическими средствами.
Но как исполнить требования закона в нашем сельскохозяйственном районе?
Водоохранная зона и защитная береговая полоса не выведены из сельскохозяйственной деятельности. Для сельхозтоваропроизводителя основанием для обработки земельного участка в установленных границах является план кадастрового паспорта. За площадь, указанную в кадастровом паспорте, он платит налог или арендную плату, отчитывается об урожайности, исходя из расчета этой площади.
Но можно ли произвести посев и вырастить хороший урожай без распашки и химической обработки полей? Нужно ли не допускать жителей станиц на машинах и мотоциклах до берегов рек, где они привыкли отдыхать? А как быть с дорогами, накатанными в береговой полосе для общего пользования?
В районе и по всему краю около рек расставлены на двух бетонных столбах синие щиты, на которых написано: «Водоохранная зона». Предполагаю, что установка таких информационных щитов по краю измеряется не тысячами, а миллионами. Водный кодекс РФ обязывает соответствующие ведомства размещать информацию о водоохранных зонах и защитных полосах, в том числе путем установки информационных щитов. Закон выполнен. Щиты расставлены в соответствии с правилами и образцами, установленными постановлением Правительства РФ. Но какую полезную информацию они несут? На них не указана ширина водоохранной зоны, защитной полосы и полосы для общего пользования. Расставлены щиты не на границах водоохранных зон. Где-то они стоят почти на берегу, где-то - на трассе.
Постановлением Правительства РФ установлены также образцы щитов для защитных полос. Так что для выполнения требований этого подзаконного акта нужно устанавливать и эти щиты и потратить ещё миллионы рублей. Неужели нельзя на одном щите указать все три полосы и их ширину в местах установки знаков? Траты уменьшили бы многократно, да и польза бы была от установки этих знаков.
Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края установлена ширина водоохранных зон и защитных полос. Даже имея на руках приказ и карту, мало кто сумеет определиться по ширине прибрежных полос.
Можно ли самим определить ширину прибрежных полос? Навряд ли. Например, начало истока Еи на разных картах разное. По справочникам Ея образуется от слияния двух рек – Упорной (с севера от больничного городка) и более полноводной Карасун (с юга от больничного городка). На карте Новопокровского района ручья Упорного нет, он обозначен как начало Еи, берущей начало от Кировского става. Но ведь и Кировский став, и следующие два пруда расположены выше на этом ручье. Да и из федеральной собственности эти пруды никто не исключал. На некоторых картах Краснодарского края, в том числе публичной кадастровой, через станицу протекает не Ея, а река Карасун. Река Ея на этих картах начинается от слияния Карасуна с рекой Горькой в районе пруда сахарного завода.
Почему я акцентировал внимание на начале Еи? Потому что точно исполнить закон можно, только зная начало истока реки и не только для определения ширины береговых полос. Вокруг истока реки также по радиусу определяется водоохранная зона. А так как на это не обращают внимания и даже щиты не выставляют в засушливые годы хвосты рек укорачивают посевами. Может так случиться, что пройдет несколько десятков лет и длина больших рек сократится, а маленькие речушки исчезнут совсем.
Посмотрите на пруд Широкий - за железной дорогой к северу от Новопокровской. Совсем недавно это был полноценный водоем, наполненный рыбой и раками. Теперь по всей площади бродят цапли, вылавливая последних лягушек.
В перестроечное время законов стало в разы больше. По объему текста они также стали намного обширнее, запутаннее, а иногда и с сомнительной пользой. Официальных толкований мало, поэтому зачастую правоприменительная практика разнится. Масса запретительных положений, иногда невыполнимых. Предприниматели жалуются: сколько бы ни выполнял, всегда найдут за что наказать!» Это не значит, что природоохранное законодательство не нужно выполнять.
Нужны разумные исполнимые толкования закона. Например, были раньше правила – вспашка на склонах только поперек них, параллельно береговой линии, посев пропашных и межрядная культивация - так же. На очень крутых склонах сельскохозяйственная деятельность не проводилась. Авиационные работы по химической обработке посевов проводились только при направлении ветра от водоемов. Вполне исполнимые правила!
Один фермер рассказывал мне, что арендует водоем, поэтому там, где его земля подходит к берегу, посеял люцерну. И работы по очистке водного участка проводит, но не в полную меру, так как это требует больших затрат, а у него договор только на 10 лет.
Арендаторов рыбоводных участков у нас немало. Если каждый подумает о спасении реки, уже будет большая общая польза. Долгосрочные арендные договоры стимулировали бы предпринимателей выполнять эти работы.
О спасении рек вопросы ставили всегда - и в советское, и в перестроечное время. На моей памяти проводили разные мероприятия.
Напротив места, где теперь кафе «Маяк», устанавливали земснаряд. То ли специалисты - «моряки» оказались не на должном уровне (тросы рвались, механизмы ломались), поэтому удалось расчистить только один участок, то ли не нашли денег на продолжение работ. Зато на этом участке берега оборудовали пляж, который раньше был в конце ул. Садовой. Оборудовали лодку с косилкой, косившей камыш ниже уровня воды, но почему-то в станице вскоре прекратили и это занятие.
Пожалуй, по-настоящему занимались очисткой водоемов только в калниболотском прудовом хозяйстве. Очищали пруды от водорослей, проводили известкование.
Оживить родник пробовали между улицей Кубанской и Заречной по Суворова. Родник забил, сделали вместо деревянного сруба бетонный короб. Но по какой-то причине родник прекратил жить.
Больше всего около рек открыли родников геологи при бурении исследовательских скважин. Например, три таких оборудованных трубами родников текут в реку по Широкой, два - в районе Поповой балки. По ручейку и речка.
В начале девяностых один фермер в нашем районе пытался создать предприятие по добыче ила с рек для удобрений. Фантастический ли это проект или в нем есть смысл, я не знаю. Но если действительно ил является органическим удобрением, то государство могло бы дотировать такое производство, ведь осуществление такого проекта - спасение рек.
В краевых СМИ, государственных органах тему истощения степных рек поднимают часто. Мелеют лиманы, поймы рек заболачиваются, сокращаются рыбные ресурсы. Ставятся вопросы о спасении степных рек, в том числе Еи. Если вдруг на эти цели найдутся деньги, то начинать нужно с истоков, начала рек. Вода из вскрытых источников, родников потечет по руслу Еи по всем районам. Большие реки начинаются с малых. Если спасать Ею, то нужно начинать эти работы с Новопокровского района.
Но пока это мечты. Прежде всего жители района, предприниматели должны проникнуться ответственностью за наши реки. Представьте: каждый бросил в реку бутылку, банку, пакет. Мелочь? Но ведь это 43 тысячи предметов, засоривших водоем! А если каждый предприниматель откроет родник, который будет назван его именем, очистит водоем или оборудует пляж?
Защитные лесные насаждения
Одной из важнейших экологических систем, созданных человеком в его взаимодействии с природой, являются защитные лесные посадки. Лесные защитные посадки Кубани предохраняют наши уникальные земли от эрозии, снижают ущерб от пыльных бурь, задерживают снег на полях. Лесные посадки места - обитания нашей беднеющей фауны. Спасают лесные посадки и наши реки. Пример тому - лесопосадка около реки Горькой в Поповой балке. Во время пыльной бури она приняла удар на себя и её до верхушек деревьев занесло. Не будь этой защиты, весь массив земли засыпал бы реку.
Создание защитных лесных посадок сравнимо с индустриализацией или электрификацией страны. В каком они сегодня состоянии - видят все. Деревья, как и люди, стареют. Одни быстрее, у других век продолжительнее. У тополей век недолговечный, и посадки из этих деревьев «вымирают». Дубовые, ясеневые, ореховые, акациевые - еще держатся. Абрикосовые, которых у нас, наверное, больше всего, от старости не выдерживают природных катаклизмов и доживают свой век.
О спасении лесозащитных посадок много говорят и пишут. Принимаются соответствующие решения и законы. Использование и охрана защитных лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, законом Краснодарского края «О сохранении и воспроизводстве защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения» от 5 апреля 2010 г. № 1945-КЗ (с последующими изменениями) и другими нормативными актами.
Есть такое выражение: «Закон не работает». Как будто нужный закон, и юридически выверен, но по каким-то причинам на практике он применяется очень вяло. Пожалуй, о наших законах, регулирующих лесозащитные меры, такое выражение можно применить.
Защитные лесные насаждения могут находиться в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности иных организаций и предпринимателей. В соответствии с законодательством Краснодарского края права в области использования, охраны, защиты и воспроизводства защитных лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения с неразграниченной государственной собственностью, принадлежат наряду со специальными государственными органами и администрациям сельских поселений в пределах их полномочий.
В Новопокровском районе часть земельных участков под защитными лесными полосами оформили в собственность Краснодарского края, другая часть осталась в неразграниченной государственной собственности.
Земельные участки, на которых расположены защитные лесные насаждения, можно передать в аренду. Арендная плата составляет не более 0.15 % от кадастровой стоимости. Можно на определенных условиях продавать древесину, в том числе на дрова. Можно провести закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесных насаждений. Но как администрациям сельских поселений пользоваться своим правом распоряжения посадками?
Для проведения мероприятий по защитным лесным насаждениям нужны специалисты с определенными знаниями. В администрации же сельских поселений каждый специалист «и чтец, и жнец, и на дуде игрец», он работает по нескольким направлениям и отчитывается по нескольким службам, в том числе краевым.
Администрация поселений может проводить мероприятия в «пределах полномочий» и по согласованию с краевым уполномоченным органом. В законе «полномочия» детально не расписаны и есть возможность их превысить со всеми вытекающими последствиями. Губернатор края В.И. Кондратьев жестко потребовал от причастных к этой проблеме чиновников принять соответствующие меры.
Для «оживления» краевого закона нужен пакет документов, которыми будут снабжены и муниципальные образования:типовые договоры на «рубки ухода», аренду земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями, по проведению лесоагромелиоративных работ в защитных лесных насаждениях, их охране, воспроизводству, защите, памятки и методические указания. Расписать детально полномочия муниципальных образований с предоставлением им реальных прав.
Каждая лесная посадка индивидуальна. Каждая должна быть обследована и по каждой составлен соответствующий проект. Например, ореховую посадку возможно и возьмут в аренду, а старую, отжившую свой век абрикосовую или тополиную после обледенения, следует полностью пустить на дрова, а на ее месте посадить новые деревья.
Озвучивается передача защитных лесных насаждений сельскохозяйственным товаропроизводителям в пользование. Но как это будет выглядеть на практике - покажет время.
Организациям и предпринимателям, особенно малых и средних форм, такую работу проводить сложно. Реально ли им взять на себя ответственность за сохранение и восстановление этих лесных насаждений? Располагают ли они такими ресурсами? Единственное, что они стараются делать - это не допустить поросль с посадок на поля и срезать нависающие над ними ветви, при этом не всегда выполняя сложную бюрократическую процедуру согласования с краевыми органами.
Иногда слышу: «Вот колхозы и совхозы вели уход за посадками». Во-первых, посадки были молодые и не требовали особого ухода, во- вторых, государство выделяло сельскохозяйственным предприятиям большие целевые деньги, а когда долги становились у колхозов и совхозов неподъемные, то их периодически списывало, в-третьих, земля под посадками, как и другие угодья. была закреплена за ними в безвозмездное, бессрочное пользование. Да и работы по уходу за посадками проводились приблизительно на таком же уровне, как и сейчас. Просто многие посадки отжили свое время и нуждаются в обновлении.
Исходить нужно, прежде всего, из сегодняшних реалий. Работа по сохранению защитных лесных насаждений требует много денег, специальных знаний, технической оснащенности. Даже такое мощное ведомство как Российские железные дороги в своей полосе отвода работу по сохранению защитных лесных посадок, по моему мнению, проводит очень вяло. Есть места, где посадки, защищающие железную дорогу, доживают свой век, или так заросли порослью, что и волки не пролезут.
Краевой закон предусматривает привлечение к агролесомелиоративным мероприятиям инвесторов. Но инвесторов-альтруистов мало. Получить же прибыль от защитных лесных посадок сложно. Инвестировать в защитные лесные посадки, в том числе кустарниковые около рек, могли бы арендаторы водных рыбоводных участков. Но, конечно, если они будут иметь на руках долгосрочные договоры аренды. Закон края предусматривает для проведения работ по защитным лесным насаждениям создание специализированных предприятий с различными формами собственности. Но предприниматели будут смотреть на условия договоров, и от того, как они будут подготовлены, зависит, войдет ли частый бизнес в это дело. Чиновники стремятся получить доход в казну от продажи древесины. Но в защитных лесных насаждениях древесина - это дрова, и не лучшего качества. Кто кому должен платить за очистку от упавших деревьев и поросли по каждой посадке - нужно разбираться отдельно.
Переработка ветвей на особое топливо, изготовление брикетов то же, что и добыча ила на удобрение из рек. Звучит красиво, но… Около многих посадок нет дорог. Вопросы сервитутов нужно согласовывать с пользователями прилегающих к посадкам сельскохозяйственных земель. Нужны также рекомендации. В соответствующих ведомствах края, видимо, над этим работают, да иначе и нельзя. Поручение губернатора нужно исполнять.
Есть много очевидного, простого, что необходимо выполнять постоянно. Закон предусматривает: нельзя самовольно проводить в лесозащитных насаждениях самовольную вырубку, загрязнять посадки, размещать грузы, устраивать стоянки техники, проезды, производить выпас скота. В общем нельзя делать то, что причинит вред насаждениям. За нарушения законодательства об охране лесных насаждений предусмотрены не только серьезная административная ответственность, но и возмещение убытков в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Штрафы за вырубку деревьев и кустарников таковы, что можно, как говорят, остаться без штанов. Постановлением Правительства РФ от 8. 05. 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, если нарушены лесные законы» установлены разные штрафы за различные нарушения. По незаконной вырубке они применяются с коэффициентом 1 к 50. То есть срубил дерево, заплати стоимость 50-ти.
КоАП РФ предусматривает несколько составов административных правонарушений в лесах: нарушение санитарных правил, пожарной безопасности, хозяйственной деятельности, рубки и выкапывания деревьев.
Закон Краснодарского края от 23 июля 2003г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» также предусматривает ответственность за незаконную рубку, самовольное выкапывание древесно-кустарниковой растительности в защитных лесных насаждениях, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но только находящихся в государственной собственности Краснодарского края (статья 7.12) .
У всех защитных лесных насаждений, расположенных на сельскохозяйственных землях, одинаковое назначение - природоохранное, а не для получения прибыли. Получается же, что посадки, оформленные в собственность края, будут охраняться специальными краевыми органами, а оставшиеся на не разграниченных - землях органами сельских поселений, и наказание за нарушения по этим посадкам - другое.
В отдельных случаях предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
Но в посадках рубят. Рубят часто безбожно, и не только сушняк, но и живые деревья иногда подряд, а не выборочно. Мусорные свалки в посадках явление частое. Закон Краснодарского края от 27.04. 2007 г. № 1321-КЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» по тексту изложения на защитные лесные насаждения не распространен, значит, нужно пользоваться разъяснениями уполномоченных органов. По вопросу заготовки дров гражданами в посадках в «Сельской газете» от 14 марта 2017 г. был опубликован ответ министерства природных ресурсов Краснодарского края. Из ответа неясно, есть ли возможность при проведении «рубок ухода» в лесных защитных насаждениях, расположенных на сельскохозяйственных землях, переданных в собственность края и не разграниченных государственных, участвовать гражданам и получить за работы заготовленные дрова. Или порядок не разработан? О посадках, находящихся в частной собственности или переданных в аренду землепользователям, в нашем районе лично мне неизвестно. Если таковые есть, хотелось бы знать владельцев, к кому обращаться гражданам.
В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1.01. 2017 г. полномочия по распоряжению земельными участками, на которые собственность не разграничена, от сельских поселений переданы муниципальным образованиям. То есть и в краевое законодательство о защитных лесных насаждениях со временем должны бы быть внесены изменения. Но у кого полномочия - не так важно, муниципальное образование района и поселения - в одной лодке. Из краевого центра дойти до каждой посадки нельзя. Да и организациям, и гражданам проще бы было заключать договоры непосредственно с местной администрацией. Если муниципальные образования районов и поселений будут снабжены типовыми договорами, методическими указаниями по этим вопросам и их права четко расписаны в краевых законодательных актах, то, думаю, они с этими полномочиями справились бы. Конечно, при соответствующем финансировании полномочий. В районах были должности агролесомелиораторов. Можно было возобновить их.
Законы о лесных защитных насаждениях на сельскохозяйственных землях могут заработать, если каждый гражданин или организация смогут заключать договоры с муниципальным образованием района или поселения о проведении лесоагромелиоративных работ за плату дровами или деньгами. Заготовку дров для собственных нужд и в пределах установленных нормативов заключать по договорам «рубок ухода» в упрощенном порядке, без торгов. Следовало бы также расширить полномочия муниципальных образований по привлечению нарушителей законов о защите лесных насаждений к административной ответственности. Считаю, что такие меры снизили бы несанкционированные вырубки лесных насаждений и стало бы больше согласованных «рубок ухода», а «топор дровосека» стучал бы в «посадках» законно.
Но, главное, это наше осознание того, что каждый из нас ответственен за сохранение экологических систем, сохраняющих природу в районе, крае.