Запомнить меня

Экологическое воспитание детей в МДОУ № 11

Экологическое воспитание детей в МДОУ № 11

Т.Д. ДробинкоСчитается, что дошкольный период – это самое благодатное время, когда ребенок способен получать эмоциональное впечатление от общения с природой, накапливать интерес к окружающему миру. Именно поэтому одним из основных направлений в работе детского сада общеразвивающего вида № 11 является экологическое воспитание.

- Для успешного решения всех задач экологического образования, - говорит заведующая детским садом Т.Д. Дробинко, - наш педагог-эколог Марина Алексеевна Никитина разработала в 2008 году собственную  программу «В союзе с природой». Срок ее реализации до 2013 года.

 Эффективность проекта обусловлена комплексом интегрированных занятий и мероприятий, направленных на формирование основ экологической культуры воспитанников, понимание ценности природы для человека и общества, воспитание бережного отношения к природе родного края, систематизацию знаний детей об особенностях живой и неживой природы, развитие познавательной активности  детей.  

Ценность данной программы, считает Татьяна Дмитриевна, в том, что экологическое воспитание рассматривается в ней не как составляющая часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основа, фундамент всей педагогической системы. А новизна авторской разработки – в создании таких педагогических условий, при которых происходят непосредственный контакт ребенка с объектом природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Иными словами, в создании на территории учреждения так называемой «зеленой зоны». А уже познание природы через книги, сказки, картины, беседы и тому подобное расширяет и дополняет наглядные впечатления детей от взаимодействия с окружающей средой.

{mospagebreak title=Не навреди!}

Не навреди!

В сопровождении заведующей и педагога-эколога мы отправились в «путешествие» по «зеленой зоне» детского сада.

- Она представлена у нас несколькими экологическими пространствами, - стала рассказывать М.А. Никитина. - Здесь, к примеру, расположена экспериментальная площадка, куда ребята приходят не играть, а наблюдать и размышлять. Марина Алексеевна указала на живописный участок, окруженный белоствольными красавицами-березками. Это место мы еще называем уголком нетронутой природы, поскольку оно не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на нем нет построек (за исключением маленького сказочного домика); здесь не косят траву, из-за чего на зеленой полянке изобилуют не только культурные, но и дикорастущие растения; осенью не убирают опавшие листья. То есть на этом кусочке земли все живет по естественным законам природы.

Обустраивая площадку, мы постарались включить в нее как можно больше разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов. Тут и «сухой ручей», который знакомит детей со средой обитания водоплавающих птиц, с ростом и развитием влаголюбивых растений, развивает любознательность, умение видеть новое в знакомом мире водного царства, воспитывает эстетические чувства. Рядом – метео-площадка, помогающая  детям предсказывать погоду по народным приметам. Роль живых «барометров» выполняют ель, одуванчик, календула, бальзамин, муравьи, мухи и воробьи.

Также во время прогулки на метеоплощадке дети учатся определять направление ветра, ориентироваться по основным сторонам горизонта, что значительно расширяет их кругозор.

Во время занятий, отмечает Марина Алексеевна, мы стараемся не только обращать внимание детей на то, как красиво и мудро устроен мир вокруг нас, но и учить их великодушию, сочувствию всему живому, а также прививать основы культурного поведения: учим не ломать, не сорить, не обижать живое. Словом, главному правилу в общении с природой – «Не навреди!».

Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них осуждение к проявлению грубости и жестокости по отношению к любому живому существу. Я объясняю им, что всякая букашка нужна природе, что нельзя ради забавы наступить на муравья или оторвать крылья бабочке.

{mospagebreak title=О пользе растений}

О пользе растений

Переходим на другой участок.

- Эта площадка создана для развития познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения, - объясняют мне мои «гиды». - Здесь высажены такие растения, как пустырник, подорожник, девясил, мята, мать-и-мачеха, календула, валерьяна, тысячелистник – всего 11 растений. Уход за ними формирует у детей умение и желание беречь и защищать природу.

Для ознакомления детей с флорой и фауной водоемов на территории детского сада создана мини-экосистема. Среди растений здесь представлены осока, желтоголовник. Также ребята могут познакомиться с пернатыми и насекомыми, обитающими рядом с водной гладью, узнать, чем они питаются, как зимуют.

{mospagebreak title=Во саду ли, в огороде…}

Во саду ли, в огороде…

В детском саду на сегодняшний день разбито более 20 клумб с однолетними и многолетними растениями. Цветы удивительно разнообразны по форме, окраске и ароматам. Их красота не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. Воспитатели привлекают детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывают самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, интерес к порученному делу.

Еще одно экологическое пространство – это огород. Вместе с воспитателями дети сеют семена овощных культур, ухаживают за всходами растений, поливают грядки, следят за сорняками, а осенью с радостью собирают выращенный собственным трудом урожай. Важно, чтобы дети поняли, что каждый живой организм растет и развивается, если для этого имеются соответствующие условия.

{mospagebreak title=Экологическая комната}

Экологическая комната

Основные занятия М.А. Никитина проводит с детьми в экологической комнате. На ее же базе создан клуб «Почемучка» для детей всех возрастных групп. Члены клуба принимают активное участие в природоохранных акциях, воспитывающих бережное отношение к природе, к своей малой родине. К ним относятся строительство скворечников, уход за клумбами, поддержание чистоты на площадках.

Обзор экологической комнаты мы начали с планетария. Этот уголок  Марина Алексеевна оборудовала в честь празднования Года российской космонавтики. В нем она разместила плакаты с  изображением солнечной системы, папки-передвижки, содержащие всю информацию о космических достижениях и истории первых советских летчиков-космонавтов, названия и описания созвездий.

Идем далее по комнате – и вот тут начинается все самое интересное. Перед нами разворачивается зеленая панорама с разнообразными представителями растительного и животного мира. Также видим огромное количество наглядного обучающего материала. Карты, схемы, атласы, календари и даже микроскоп – все это позволяет малышам представить окружающий мир во всем его многообразии, стимулирует их познавательную активность. Природный материал: камушки, ракушки, мох, шишки, веточки, находящиеся в комнате, позволяют играть, исследовать, экспериментировать, воссоздавать ландшафты, моделировать природные зоны.

- Занятия проводятся во всех группах, - говорит педагог-эколог. - Материал и форма их подачи адаптированы по возрасту. В процессе занятий проводятся элементарные опыты и наблюдения за живой и неживой природой, ребята осваивают основные принципы ухода за домашними растениями и животными. 

Для закрепления пройденной темы я провожу игры, конкурсы и различные развлекательные мероприятия, где дети имеют возможность в занимательной форме проверить либо пополнить полученные знания.

Огромное внимание в процессе экологического воспитания детей уделяю работе с родителями. Мамы и папы – активные участники всех  праздников природной тематики и акций. Недавно, к примеру, в нашей экологической комнате  прошла выставка творческих работ «Дом, в котором я живу». В экспозиции были представлены макеты подворий семей наших воспитанников, выполненные совместно руками детей и их родителей. Поделки поражали своей неповторимостью, яркостью, разнообразием использованного природного материала.

Общаясь с родителями моих «почемучек», я также рекомендую им больше времени проводить с детьми на улице, гулять в парке, саду, отмечать изменения в природе с приходом весны, учить их культурному поведению в окружающей среде, создать дома уголок природы. Все это вызовет у детей интерес к природе, желание заботиться о ней.

Хочется верить, что воспитанники МДОУ № 11 через всю жизнь пронесут бережное отношение ко всему живому, сохранят любовь к миру природы.

Фото А. Толстых.


Joomla SEF URLs by Artio