Взгляд психолога на проблему взросления
«Моему сыну 15 лет, переходит в старшие классы. Уже пару лет все вместе боремся с его подростковым кризисом. Сын устраивает нам такие бунты, что мы уже с ума сходим.
Постоянные гулянки и игры за компьютером – еще половина беды. Он учится «из-под палки». А ведь совсем скоро поступать в университет. Вместе с успеваемостью «хромает» и дисциплина в школе. Меня постоянно вызывают к директору, поскольку сын устраивает драки и хамит учителям.
Мы с мужем перепробовали все: и спокойно разговаривали с сыном, и дома запирали, и гаджетов лишали. Ничего не помогает».
Марина, 38 лет.
Подросток иногда пугает. С ним трудно договориться. Он не дает себя обнять, спорит, не убирает свою комнату, не слушает умные советы взрослых. Ребенок вырос. Гормоны кипят, и в голове две главные мысли: первая – его никто не понимает, он одинок, и вторая – с ним ничего не может случиться, он бессмертен. Смерть – это для других. А он, даже если прыгнет из окна, полежит немножечко, послушает, как близкие плачут, встанет, и все сразу поймут, как были неправы. Или из дома может уйти и прекрасно жить у друзей, или уехать далеко-далеко. Займется бизнесом, разбогатеет и покажет «кто есть кто». Подростки – они такие!
Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18-ти. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция – ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой.
Даже несмотря на чуткое отношение родителей, встречаются ситуации, когда кризис у подростка сопровождается серьезным бунтом. Он буквально бросается «во все тяжкие» – уходит из дома, совсем не хочет учиться, пробует алкоголь и наркотики, что может перерасти в серьезные химические зависимости.
Бунтующий подросток испытывает тревогу перед будущим, неуверенность в своих возможностях, неудовлетворенность во взаимоотношениях с родителями, недоверие к себе и окружающим, провоцируя переживание любой затруднительной ситуации как кризисной, угрожающей самооценке личности ребенка, сохранности целостности своего «Я».
В группу особого риска попадают подростки с устойчивым саморазрушительным поведением: алкоголизм, наркомания, криминальные сообщества, ранние половые связи, селфхарм (самоповреждающее поведение).
У самоповреждающего поведения всегда есть какая-то функция, чаще всего это способ эмоциональной саморегуляции – сделать эмоциональную боль физической, избавиться от невыносимых переживаний и мыслей, вернуть ощущение контроля, сбежать от травмирующих воспоминаний, наказать себя – за недостойное поведение, чувства или мысли.
Саморазрушающее поведение в настоящее время рассматривается как скрытая форма суицида. Россия входит в число лидирующих стран по количеству суицидов несовершеннолетних. Среди причин смертности подростков самоубийство занимает третье место после тяжелых травм и неизлечимых врожденных болезней. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2 800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.
Насколько благополучно пройдет пубертатный кризис подросткового возраста, зависит от особенностей самого ребенка и тех основ воспитания, что заложили родители. Не меньшее значение имеет и позиция близкого окружения.
А. Астафьева, педагог-психолог МБОУ СОШ № 16 станицы Ильинской.
В тему
Как могут родители помочь ребенку?
Научитесь грамотно разрешать конфликты со своими детьми. Строгие запреты и наказания, эмоциональный шантаж, острая критика, навязывание собственного мнения – все это не работает в воспитании подростка. Нужны доверительный диалог и искреннее желание помочь, выслушать, научить.
Уважайте личное пространство подростка, относитесь к нему как к взрослому человеку.
Не обесценивайте его переживания, найдите общие точки соприкосновения.
Показывайте личный положительный пример. Подростки чувствительны к лицемерию. Будьте уверены, ложная проповедь о моральных ценностях в виде наставлений и приказов никак не повлияет на ребенка. Дети выносят многие поведенческие установки именно из среды, в которой воспитываются. И пусть это будут правильные установки, а не агрессия и чрезмерная жесткость.