Согласно сведениям Банка России задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, в период с начала декабря кризисного 2009 года до начала декабря 2015 года выросла в три раза (с 3571,8 млрд рублей до 10637,4 млрд рублей), при этом просроченная задолженность за этот же период выросла в 3,6 раза (с 241,05 млрд рублей до 864,13 млрд рублей).
С ростом объемов потребительского кредитования увеличивается потенциальное число должников – физических лиц, права которых могут быть нарушены применением недобросовестных практик, связанных с возвратом долгов, в связи с чем этот вопрос приобретает особую актуальность и социальную значимость.
В Федеральное Собрание и другие органы власти поступают многочисленные обращения по указанному вопросу, значительная часть которых связана с взысканием задолженности по кредитным договорам, осуществляемым так называемыми профессиональными взыскателями или коллекторами. Отмечаются факты угрозы жизни и здоровью должников, их запугивания, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений, незаконного использования сведений, составляющих персональные данные, и многое другое.
Действующее законодательство не содержит прямых общих норм, квалифицирующих признаки действий взыскателей, отсутствуют также законодательные механизмы, направленные на предупреждение совершения ими действий, нарушающих права должников.
В связи со сложившейся ситуацией членом Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко и депутатом Госдумы Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным в Госдуму внесен проект Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов».
Согласно законопроекту кредитор или лицо, действующее от его имени (коллектор), вправе взаимодействовать с должником, используя личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные, текстовые, голосовые сообщения и почтовые отправления.
Причем способ взаимодействия должен быть оговорен в соглашении, которое должно быть заключено между должником и взыскателем, после возникновения просрочки выполнения обязательств. Но должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного соглашения, сообщив об этом кредитору путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или путем вручения под расписку.
При осуществлении действий, направленных на возврат долгов, кредитор или коллектор обязаны действовать добросовестно и разумно. Не допускается применять к должнику физическую силу, угрожать убийством или причинением вреда здоровью, уничтожать или повреждать имущество, применять методы, опасные для жизни и здоровья человека, оказывать психологическое давление и другое.
Кредитор или коллектор не вправе сообщать третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, долге и его взыскании, и любые другие персональные данные без его письменного согласия. В том числе нельзя размещать о нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или в жилом помещении, доме или любом другом здании, а также по месту работы должника.
Не допускается любое общение кредитора или коллектора с должником, в отношении которого известно, что он является лицом, лишенным или ограниченным в дееспособности, если он находится на излечении в медицинской организации, является инвалидом первой группы или несовершеннолетним лицом.
Помимо всего, взыскатель не может встречаться с должником, звонить ему или писать в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов. Он может встречаться с должником не более одного раза в неделю и звонить не более одного раза в сутки, но не более двух раз в неделю и не более восьми раз в месяц. Отправлять электронные сообщения должнику можно только два раза в сутки, четыре раза в неделю и 16 раз в месяц. Каждый раз кредитор или коллектор должен представляться, сообщать о наличии долга и оставлять контактные данные.
Также в законопроекте указанно, что осуществлять взыскание долгов может только юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату долгов, включенное в государственный реестр.
А что думают о законопроекте и о деятельности коллекторов наши читатели?
Елена, 29 лет:
– В последнее время все чаще слышу истории, связанные с откровенной жестокостью коллекторов в обращении с должниками. Мало того что они звонят и пишут с угрозами расправы, они же и расписывают подъезды, бросают в окна бутылки с зажигательной смесью, размещают в Интернете информацию порочащего содержания. Правильно, что хотят принять этот закон, и правильно, что ограничат кредиторов в количестве звонков. У меня своя история по этому поводу. На протяжении трех лет мне на рабочий телефон звонят молодые люди, представляются сотрудниками банка и просят пригласить к телефону коллегу. Я им объясняю, что у нас такая не работает и никогда не работала. Но они настойчиво продолжают звонить. Разговаривают вежливо, без оскорблений. Но время-то отнимают.
Николай, 38 лет:
– Считаю, что деятельность подобных организаций вообще надо запретить. Банки и микрофинансовые учреждения должны взыскивать долги у заемщиков только через суды. Сейчас им это делать не очень выгодно, т.к. в этом случае сумма долга фиксируется и не увеличивается.
Екатерина Сергеевна, 44 года:
– Как раз сегодня в утренней телевизионной программе увидела сюжет о разбойном нападении группы коллекторов на семью, которое произошло в Новосибирской области. Ребенка и мужа избили, а над женщиной совершили насилие. И все это сделали из-за пяти тысяч рублей. Но я думаю, что подобные вопиющие случаи происходят с участием не коллекторов, а частных лиц, которые неформально договариваются с кредиторами, что за определенное вознаграждение смогут взыскать долг. Как бороться с такими нарушителями, если они официально нигде не зарегистрированы? И принятие закона этому не поможет, так как он касается непосредственно работы коллекторских агентств.