Заветный ключик воспитателя

Заветный ключик воспитателя

В детский сад – без слез

В каждой семье наступает такой момент, когда маме пора возвращаться на работу, а ребенку идти в детский сад.

И.В. КарабаеваДля одних малышей процесс адаптации к новой среде проходит безболезненно, другие, напротив, попадая в незнакомую обстановку, неутешно плачут, долго не могут освоиться в группе и привыкнуть к режиму дня дошкольного учреждения.

Очень многое в этот непростой период зависит от воспитателя: хороший педагог с первых дней пребывания ребенка в яслях постарается не допустить проявлений тяжелой адаптации, будет стремиться к формированию у крохи радостного восприятия детского сада, нового окружения, потребности общения со сверстниками, и для этого к каждому своему воспитаннику – шумному и тихому, застенчивому и бойкому – он подыщет заветный ключик. А дети, они ведь очень тонко чувствуют, когда взрослый  искренне интересуется их душевными переживаниями. Таких воспитателей ребята принимают с ответной теплотой и нежностью.

Одного из них я и хочу вам сегодня представить. Это Ирина Валентиновна Карабаева, медсестра-воспитатель первой младшей группы «Малышок» детского сада комбинированного вида № 37. Прежнее название этой возрастной группы – ясельная. Она предназначена для детей от первого года жизни до трех лет.

Определить, насколько хорошо Ирина Валентиновна знает свое дело и как относится к своим подопечным, очень просто: достаточно понаблюдать за утренним приемом детей. При встрече с ними воспитатель приветливо улыбается, интересуется здоровьем и настроением ребятишек, а затем бережно берет каждого за руку и ведет в группу, где малыша весело встречают куклы, машинки, мячи, карандаши и прочие детские  атрибуты, помогающие переключить его внимание с грустной мысли о расставании с мамой на какое-нибудь интересное занятие. А если вдруг это не помогает, Ирина Валентиновна пускает в ход второй вариант, и уж он-то точно беспроигрышный: она берет «капризулю» на руки и по-матерински тепло к себе прижимает, приговаривая ласковым голосом известные только ей волшебные слова. И слез как не бывало.

Впрочем, что удивительного: за плечами этой женщины – 27-летний стаж работы в детском саду. Так что ей не занимать опыта общения с карапузами, знания их темпераментов, а также способности принимать детишек такими, какие они есть, и радоваться общению с ними.

Кроме любви к детям, доброты, терпимости и внимательности, Ирину Валентиновну также отличает умение эффективно организовать жизнь ребенка в условиях дошкольного учреждения, быть компетентным в вопросах  возрастной психологии и педагогики.

Проведите в яслях хотя бы полдня и вы убедитесь, что все это время дети ни минуты не сидят без дела. Ирина Валентиновна всегда знает, как их увлечь. После утренней гимнастики и завтрака она проводит с ними занятия, разучивает потешки и песенки, играет, совершает прогулки на свежем воздухе. И каждый новый день воспитатель старается сделать для малышей доброй сказкой, чтобы им было интересно находиться в детском саду и хотелось получать новые умения и навыки.

В чем именно они заключаются?

{mospagebreak title=Я сам}

Я сам

- В первую очередь, - рассказывает И.В. Карабаева, - дети приобретают культурно-гигиенические умения и навыки самообслуживания. Ведь многие из них, приходя в ясли, еще толком не умеют самостоятельно одеваться – раздеваться, умываться, ходить на горшок, правильно держать ложку.

Также в период пребывания в первой младшей группе ребята учатся пользоваться карандашом и кистью, овладевают базовыми навыкам рисования. В процессе лепки малыши узнают о свойствах пластилина. Знакомясь с признаками предметов, наблюдая за природой во время прогулок, проводя простейшие опыты, ребенок обогащает свое представление об окружающем мире, живой и неживой природе.

Различные подвижные игры способствуют формированию у детей двигательной активности, самостоятельности, наглядно-образного мышления, воображения и, наконец, они просто заряжают хорошим настроением.

Но самым главным достижением в развитии ребенка раннего возраста Ирина Валентиновна считает овладение речью. С ее помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться. И чем раньше он научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности.

{mospagebreak title=Учимся говорить}

Учимся говорить

Заветный ключик воспитателяУчитывая важность данного направления работы в своей группе, И.В. Карабаева разработала много лет тому назад собственную методику по развитию речи под названием «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком». В ней также нашли отражение передовой опыт  известных педагогов-логопедов и рекомендации старшего воспитателя МДОУ № 37 Н.Н. Дорониной.

Говоря об особенностях данной методики, Ирина Валентиновна отметила, что все задания, собранные в 55 занятиях, предлагаются ребенку в игровой форме. К примеру, играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, малыш познает свойства предметов. Игры с использованием игрушек развивают его внимание и речевую активность. Дыхательные задания позволяют формировать правильное речевое дыхание. Различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, малыш учится слушать. Все упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей.

Необходимый иллюстративный материал собран в «Приложении к занятиям». Его цель – учить ребенка различать основные цвета, побуждать его к соотнесению звукоподражаний с изображениями на предметных картинках и отраженному либо произвольному их произнесению.

- Благодаря такой системе занятий, - говорит Ирина Валентиновна, - в начале второго года жизни ребенка совершенствуется понимание обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Растет его словарный запас, расширяется кругозор, улучшается зрительная и слуховая память. Важно и то, что данные уроки сочетаются с пальчиковой гимнастикой, развивающей мелкую моторику рук.

В конце учебного года я составляю карты обследования речевых способностей детей. Затем на педсовете рассказываю своим коллегам, каких успехов добились мои воспитанники за истекший период.

Не стал исключением и нынешний год. Процедура анализа речевых умений детей от двух до трех лет показала, что подавляющее большинство из них уже владеет связной речью. С ребенком можно свободно говорить о каких-то его впечатлениях, спрашивать о том, например, что он собирается рисовать или строить, а в ответ услышать не просто слова, а целые предложения.

{mospagebreak title=Незаменимый помощник}

Незаменимый помощник

Г.А. БогдановаДругое дело, что за этими маленькими победами стоит большая работа педагога. Попробуй-ка справиться с таким количеством детей, усадить их за занятия, привлечь внимание каждого, установить контакт.

- Трудно, когда ты один - говорит по этому поводу Ирина Валентиновна, - а если рядом надежный друг и помощник во всех делах, то все заботы делятся пополам.

Эти добрые слова моя собеседница высказала в адрес младшего воспитателя группы Галины Анатольевны Богдановой, или, как говорят про нее ласково родители воспитанников, «нашей нянечки».

- Кроме того, что она приносит с кухни пищу для малышей и организует сервировку их столов, Галина Анатольевна активно участвует в воспитательно-образовательном процессе, - продолжает И.В. Карабаева. - Помогает мне выводить детей на прогулку, проводить занятия, раздевать детишек  перед тихим часом и одевать после него. Также она добросовестно следит за тем, чтобы в групповом помещении всегда было чисто, свежо, уютно, и детишек заодно приучает быть аккуратными, мыть руки до и после еды, не баловаться и не сорить за столом во время обеда.

Ну, а кто из родителей знает обо всем этом, кто не сомневается в огромной роли младших воспитателей в жизни своих детей, тот, безусловно, очень благодарен няням за их деятельность во благо дошколят.

Фото А. Толстых.

vgkk

Спецпроекты

Спецпроекты

Правопорядок

Правопорядок

 

Самые читаемые

Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

tv program