В детский сад – без слез
В каждой семье наступает такой момент, когда маме пора возвращаться на работу, а ребенку идти в детский сад.
Для одних малышей процесс адаптации к новой среде проходит безболезненно, другие, напротив, попадая в незнакомую обстановку, неутешно плачут, долго не могут освоиться в группе и привыкнуть к режиму дня дошкольного учреждения.
Очень многое в этот непростой период зависит от воспитателя: хороший педагог с первых дней пребывания ребенка в яслях постарается не допустить проявлений тяжелой адаптации, будет стремиться к формированию у крохи радостного восприятия детского сада, нового окружения, потребности общения со сверстниками, и для этого к каждому своему воспитаннику – шумному и тихому, застенчивому и бойкому – он подыщет заветный ключик. А дети, они ведь очень тонко чувствуют, когда взрослый искренне интересуется их душевными переживаниями. Таких воспитателей ребята принимают с ответной теплотой и нежностью.
Одного из них я и хочу вам сегодня представить. Это Ирина Валентиновна Карабаева, медсестра-воспитатель первой младшей группы «Малышок» детского сада комбинированного вида № 37. Прежнее название этой возрастной группы – ясельная. Она предназначена для детей от первого года жизни до трех лет.
Определить, насколько хорошо Ирина Валентиновна знает свое дело и как относится к своим подопечным, очень просто: достаточно понаблюдать за утренним приемом детей. При встрече с ними воспитатель приветливо улыбается, интересуется здоровьем и настроением ребятишек, а затем бережно берет каждого за руку и ведет в группу, где малыша весело встречают куклы, машинки, мячи, карандаши и прочие детские атрибуты, помогающие переключить его внимание с грустной мысли о расставании с мамой на какое-нибудь интересное занятие. А если вдруг это не помогает, Ирина Валентиновна пускает в ход второй вариант, и уж он-то точно беспроигрышный: она берет «капризулю» на руки и по-матерински тепло к себе прижимает, приговаривая ласковым голосом известные только ей волшебные слова. И слез как не бывало.
Впрочем, что удивительного: за плечами этой женщины – 27-летний стаж работы в детском саду. Так что ей не занимать опыта общения с карапузами, знания их темпераментов, а также способности принимать детишек такими, какие они есть, и радоваться общению с ними.
Кроме любви к детям, доброты, терпимости и внимательности, Ирину Валентиновну также отличает умение эффективно организовать жизнь ребенка в условиях дошкольного учреждения, быть компетентным в вопросах возрастной психологии и педагогики.
Проведите в яслях хотя бы полдня и вы убедитесь, что все это время дети ни минуты не сидят без дела. Ирина Валентиновна всегда знает, как их увлечь. После утренней гимнастики и завтрака она проводит с ними занятия, разучивает потешки и песенки, играет, совершает прогулки на свежем воздухе. И каждый новый день воспитатель старается сделать для малышей доброй сказкой, чтобы им было интересно находиться в детском саду и хотелось получать новые умения и навыки.
В чем именно они заключаются?
{mospagebreak title=Я сам}
Я сам
- В первую очередь, - рассказывает И.В. Карабаева, - дети приобретают культурно-гигиенические умения и навыки самообслуживания. Ведь многие из них, приходя в ясли, еще толком не умеют самостоятельно одеваться – раздеваться, умываться, ходить на горшок, правильно держать ложку.
Также в период пребывания в первой младшей группе ребята учатся пользоваться карандашом и кистью, овладевают базовыми навыкам рисования. В процессе лепки малыши узнают о свойствах пластилина. Знакомясь с признаками предметов, наблюдая за природой во время прогулок, проводя простейшие опыты, ребенок обогащает свое представление об окружающем мире, живой и неживой природе.
Различные подвижные игры способствуют формированию у детей двигательной активности, самостоятельности, наглядно-образного мышления, воображения и, наконец, они просто заряжают хорошим настроением.
Но самым главным достижением в развитии ребенка раннего возраста Ирина Валентиновна считает овладение речью. С ее помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться. И чем раньше он научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности.
{mospagebreak title=Учимся говорить}
Учимся говорить
Учитывая важность данного направления работы в своей группе, И.В. Карабаева разработала много лет тому назад собственную методику по развитию речи под названием «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком». В ней также нашли отражение передовой опыт известных педагогов-логопедов и рекомендации старшего воспитателя МДОУ № 37 Н.Н. Дорониной.
Говоря об особенностях данной методики, Ирина Валентиновна отметила, что все задания, собранные в 55 занятиях, предлагаются ребенку в игровой форме. К примеру, играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, малыш познает свойства предметов. Игры с использованием игрушек развивают его внимание и речевую активность. Дыхательные задания позволяют формировать правильное речевое дыхание. Различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, малыш учится слушать. Все упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей.
Необходимый иллюстративный материал собран в «Приложении к занятиям». Его цель – учить ребенка различать основные цвета, побуждать его к соотнесению звукоподражаний с изображениями на предметных картинках и отраженному либо произвольному их произнесению.
- Благодаря такой системе занятий, - говорит Ирина Валентиновна, - в начале второго года жизни ребенка совершенствуется понимание обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Растет его словарный запас, расширяется кругозор, улучшается зрительная и слуховая память. Важно и то, что данные уроки сочетаются с пальчиковой гимнастикой, развивающей мелкую моторику рук.
В конце учебного года я составляю карты обследования речевых способностей детей. Затем на педсовете рассказываю своим коллегам, каких успехов добились мои воспитанники за истекший период.
Не стал исключением и нынешний год. Процедура анализа речевых умений детей от двух до трех лет показала, что подавляющее большинство из них уже владеет связной речью. С ребенком можно свободно говорить о каких-то его впечатлениях, спрашивать о том, например, что он собирается рисовать или строить, а в ответ услышать не просто слова, а целые предложения.
{mospagebreak title=Незаменимый помощник}
Незаменимый помощник
Другое дело, что за этими маленькими победами стоит большая работа педагога. Попробуй-ка справиться с таким количеством детей, усадить их за занятия, привлечь внимание каждого, установить контакт.
- Трудно, когда ты один - говорит по этому поводу Ирина Валентиновна, - а если рядом надежный друг и помощник во всех делах, то все заботы делятся пополам.
Эти добрые слова моя собеседница высказала в адрес младшего воспитателя группы Галины Анатольевны Богдановой, или, как говорят про нее ласково родители воспитанников, «нашей нянечки».
- Кроме того, что она приносит с кухни пищу для малышей и организует сервировку их столов, Галина Анатольевна активно участвует в воспитательно-образовательном процессе, - продолжает И.В. Карабаева. - Помогает мне выводить детей на прогулку, проводить занятия, раздевать детишек перед тихим часом и одевать после него. Также она добросовестно следит за тем, чтобы в групповом помещении всегда было чисто, свежо, уютно, и детишек заодно приучает быть аккуратными, мыть руки до и после еды, не баловаться и не сорить за столом во время обеда.
Ну, а кто из родителей знает обо всем этом, кто не сомневается в огромной роли младших воспитателей в жизни своих детей, тот, безусловно, очень благодарен няням за их деятельность во благо дошколят.
Фото А. Толстых.