Запомнить меня

Торговые сети и малый бизнес: как выживают предприниматели в глубинке

Торговые сети и малый бизнес: как выживают предприниматели в глубинке

Пришел в супермаркет за хлебом, а попутно прихватил конфет, фруктов, кружечку, «ой, какие красивые салфетки,  мой любимый йогурт»… Знакомо? Торговые сетевые магазины на то и рассчитывают, что покупатель, попав в светлое просторное царство красиво оформленных витрин, обязательно прикупит попутный товар.

dsc05158-2

Но доступны такие блага цивилизации только в крупных населенных пунктах. Как построена торговля на периферии? На каких китах держится малый бизнес в селе? И нужны ли они, магазины у дома, в отдаленных населенных пунктах?

 

dsc01504

Разбивая колеи подтаявшего снега, редакционный автомобиль мчит в маленькие поселки. Задача — изучить закулисье розничной торговли.

Поселок Малокубанский.

Население — около 500 человек. По старой памяти подъезжаем к магазину РПС.  Сегодня там расположен торговый павильон индивидуального предпринимателя. Ни души. На часах — начало десятого. Заходим. Продавец встречает приветливой улыбкой. Рады каждому. Мы были первыми покупателями. Взяли воды и шоколадку. Разговорились. Лариса Кухтинова, стоя за прилавком, рассказала, что у них в поселке торговля налажена. На 11 улиц — два частных магазина! И их вполне хватает. А вот соседям не повезло – у них ни одного.

dsc05425

Рассказывая о том, что покупательский спрос в поселке, где живет много пенсионеров, невелик, она секрет не открыла. Оно и понятно: с пенсии не разгуляешься. Берут в основном хлеб, бакалею. Но для удобства односельчан предприниматели реализуют и бытовую химию, и товары, необходимые в хозяйстве.

У кого есть транспорт, предпочитают затариваться продуктами впрок в больших супермаркетах. Так, из Малокубанского ездят в соседнюю станицу Калниболотскую.

Пожелав новой знакомой хорошего дня, мы отправляемся к соседям, которым, по ее словам, с торговыми объектами повезло меньше.

Поселок Советский.

Население — менее 200 человек. Три улицы, и ни одного магазина. Здесь работает выездная торговля. Три раза в неделю РПС открывает на несколько часов магазин, где местные могут купить свежий хлеб, крупы и прочие товары первой необходимости. Иногда привозят продукты на заказ. Например, бабуля хочет отведать если не «Пармезана», то хотя бы кусочек сыра «Российского», а внуки просят шоколада.

Так и живут, открывая кошельки по понедельникам, средам и пятницам.

ban

Зачастую в сельских магазинах товары дороже, чем в супермаркетах

Потоптавшись у закрытого магазина, отправляемся в самый отдаленный поселок Кубанского сельского поселения.

Поселок Северный.

Три улицы населяют около 160 человек. Магазин, который раньше принадлежал РПС, последние годы работает как частный. Он оказался открыт. Встретила нас продавец Ирада Бондаренко.

dsc05533

Ирада Бондаренко работает продавцом в магазине поселка Северного. Это единственная торговая точка в селе. Каждого покупателя продавец знает по имени. Пять лет назад торговый объект выкупил предприниматель, и жители маленького поселка вздохнули с облегчением: «Магазин не закроют», как это случилось в других малонаселенных пунктах

Ассортимент прекрасный: свежие овощи, фрукты, молочная продукция, колбаса, конфеты и прочие сладости.

Конечно, с таким количеством покупателей, как в этом поселке, не продашь 100 килограммов помидоров за неделю. Но предприниматель старается удовлетворить спрос, включая в ассортимент товар в небольшом объеме.

dsc05535

Есть здесь и необходимые на селе галоши, резиновые сапоги, бытовая химия, даже одежда и постельное белье. И все это уместилось на нескольких квадратных метрах. Так и хочется сказать: «Ай, да молодцы, позаботились о местных жителях». Но какова цена? Об этом мы позже поговорили с предпринимателями. А пока отправляемся дальше.

Станица Калниболотская.

Население — более 5,5 тысячи жителей. С количеством торговых точек проблем нет. Есть также сельскохозяйственная ярмарка и новый сетевой супермаркет. И как ни странно, они мирно сосуществуют рядом! Как отметил один предприниматель, на каждый товар найдется свой покупатель.

У взрослого населения тоже есть мнение по поводу больших и маленьких магазинов. Бабушки-пенсионерки с сожалением отметили, что ушли в прошлое  сельские магазинчики. Для многих они были своего рода клубами, где встречались односельчане, обменивались новостями. Сейчас такой возможности не стало. Супермаркеты к уютной беседе не располагают. «Души у них нет», – подметила Мария Петровна.

У рынка свои законы

Татьяна Латыш — индивидуальный предприниматель со стажем. Она открыла несколько магазинов. Один из них в отдаленном поселке. Есть ли необходимость в его содержании, приносит ли он доход?

 – Два магазина построены в поселке Кубанском и расположены недалеко с региональной трассой, – рассказывает Татьяна. – Здесь нет проблем со сбытом продукции. А вот торговый объект в поселке Северном — особенный. Когда-то мы возили товар в этот населенный пункт, продавали на местном рыночке. Пять лет назад в поселке закрыли единственный магазин товаров повседневного спроса. Жители попросили не бросать их.

Мы выкупили здание, сделали ремонт, провели отопление, приобрели торговое оборудование, а одна витрина стоит несколько десятков тысяч рублей. В общем, затраты были немаленькие. Но магазин открыли, не пропадать же людям. На прибыль рассчитывать не приходится. Но и это не самая большая проблема. Так как платежеспособность местного населения невелика, да и число жителей тоже оставляет желать большего, каждый день надо подстраиваться, определять объем продукции, ассортимент, особенно, если товар скоропортящийся, искать то, что будет пользоваться спросом только в этом магазине. Но у рынка, как известно, свои законы.

dsc05422

На вкус и цвет товарищей нет

Натик Шихиев уже был героем нашего номера. Он предприниматель, который выращивает овощи и самостоятельно их реализует. Его торговая точка в станице Калниболотской находится прямо у супермаркета.

Интересуемся, не мешает ли торговле?

 – Нет, – отвечает он. – На каждый товар свой покупатель. Люди знают, что овощи я вырастил сам, и поэтому всегда есть спрос на местную продукцию. В сезон у нас очередь за огурцами, помидорами, дынями и арбузами. И, если честно, я даже не знаю, сколько стоит такой же товар в соседнем магазине. Мои покупатели всегда со мной.

dsc05545

Поддержала его и работающая на этой же сельхоз­ярмарке Наталья Трахимчук.

Наука выживания

– По сути, десятки лет назад торговые объекты потребкооперации были монополистами. В центре открывали специализированные магазины «Универмаг», «Книги», «Техника», на периферии — магазины ТПС – в них были представлены товары повседневного спроса.

Новый век — новые реалии. На рынок вышел малый бизнес. В населенных пунктах стали открывать торговые ларьки и магазины индивидуальные предприниматели. С ними и делили покупателей. А несколько лет назад прочно обосновались торговые гиганты. На потребительский рынок вышли сетевые супермаркеты. Да, удобно. Да, красиво, Да, большой ассортимент. Но далеко не все жители глубинки могут регулярно пользоваться их услугами. Жителям из отдаленных населенных пунктов, чтобы попасть в супермаркет, требуются время, транспорт и деньги (только за мукой и конфетами за десятки километров не поедешь). Поэтому сельчанам удобнее и привычнее ходить в магазин у дома. Зачастую торговые объекты РПС — там единственные.

Райпотребсоюз выполняет важную социальную миссию, организуя выездную торговлю. В настоящее время РПС обслуживает отделения Незамаевского, Покровского и Кубанского сельских поселений – те, где вообще нет магазинов. Покупатели, как правило, пенсионеры. Платежеспособность и спрос не велики, прибыли нет. Но стоит РПС свернуть эту работу, сотни жителей останутся без свежих продуктов. Ни один сетевой гигант не будет брать на себя эту обязанность, а уж тем более строить магазины там, где нельзя получить прибыль.

Как отметил Сергей Алексеевич, минувший снегопад показал востребованность РПС. В сложившихся погодных условиях многие предприниматели, которые доставляют хлеб из других районов на периферию, просто не приехали. На выручку пришел местный хлебозавод, увеличив выпуск продукции и обеспечив развоз хлеба по отдаленным поселкам.

Хлебозавод РПС сегодня тоже переживает не лучшие времена, ведя борьбу за каждого покупателя. В месяц на предприятии выпускают 32 тонны продукции при производственной мощности 20 тонн в сутки.

Мы поговорили с Сергеем Тихомировым о том, почему снизился спрос на местную продукцию. Как он сказал, их хлеб не намного, но дороже. Это связано с тем, что технологи выпускают готовую продукцию не по современным стандартам с использованием различных добавок и разрыхлителей, а на живых дрожжах (а таких заводов в стране остались единицы). Это требует использования муки высшего качества, что, соответственно, и влияет на цену конечного продукта. Сергей Алексеевич считает, что здоровье односельчан дороже, и удешевлять процесс производства хлеба на предприятии не планируют.

Из нашей беседы можно сделать вывод: маленькие магазины не могут соревноваться с крупными сетями по многим причинам. Но Сергей Алексеевич уверен, что торговле на селе быть. И социальная миссия РПС в этом вопросе нерушима.

Мнение эксперта

Joomla SEF URLs by Artio