- 28 апреля — День работников скорой медицинской помощи
О буднях скорой медицинской помощи написано много статей, снято видеороликов, документальных и художественных фильмов. В одних работников неотложки выставляют формалистами, в других – бездушными роботами, в третьих — супергероями, способными спасти каждого. Кто же они на самом деле? Как убедился корреспондент «СГ», в первую очередь, люди
В отделении скорой помощи появлению корреспондента «Сельской газеты» удивлены: «О чем здесь писать? Обычная работа». Однако все же соглашаются взвалить на себя дополнительную нагрузку в виде представителя СМИ.
В ожидании вызова знакомимся с коллективом: старшим фельдшером отделения Ириной Елисеевой, фельдшером по приему вызовов Татьяной Пащенко, фельдшерами бригады № 1, 2 Еленой Горловой, Натальей Вовк и Дмитрием Черных, водителями Юрием Немальциным и Сергеем Хехнёвым.
В среднем дневная смена фельдшера длится 10 часов, ночная — 14. За это время работники скорой обслуживают 30–40 вызовов. В разгар пандемии звонков поступало намного больше. Но далеко не все вызовы требуют приезда скорой. Только 30 % — скоропомощные, остальные могут быть обслужены неотложкой поликлиники.
– Многим проще вызвать нас — они так и говорят: из поликлиники долго ждать, – рассказывает Ирина Елисеева. – Придумывают более тяжелые симптомы, чем есть на самом деле. Чтобы мы приехали быстрее. И мы едем. А в это время, возможно, помощь нужна другим людям, у которых действительно критическое состояние здоровья.
– Бывает, пожилые вызывают, потому что хочется внимания и просто поговорить, – включается в разговор Дмитрий Черных. – У таких пациентов были не один десяток раз. А мы экстренная помощь, понимаете? Пока одному хочется поговорить, другой погибает.
Нас приглашают на чай. Да-да, здесь работают обычные люди! В небольшой комнате отдыха медики могут позволить себе обсудить сериал или новости, пошутить, просто посидеть в тишине, обсудить сложные случаи в работе, поделиться опытом. Но о профессии вопросы задать разрешили.
– Почему вы никогда не разуваетесь, прибыв к пациенту?
– А мы и не должны, – говорит Дмитрий, который в профессии уже более 20 лет. – Это противоречит правилам техники безопасности. В экстренных случаях это еще и потеря времени. Мы приходим спасать человека, а не соблюдать этикет.
– А как должны встречать бригаду скорой помощи пациенты?
– Прежде всего, приготовить документы. И обязательно рабочее место для фельдшера. Элементарно принести стул, куда медработник сможет поставить свой оранжевый чемоданчик. Конечно, привязать собак, если они есть во дворе, – говорит Елена Горлова. Ее стаж в скорой помощи — четверть века, и она знает, о чем говорит.
– Что самое сложное в вашей профессии?
– Вызовы на ДТП. А еще, когда погибают дети. Невыносимо. Все вызовы можно перетерпеть, только не эти. Это до слез, – говорит Елена. И они тут же выступают у нее на глазах. – Но бывают и приятные моменты. Например, когда по дороге в больницу прямо в скорой ты помогаешь появиться на свет малышу. Громкий крик возвещает о начале новой жизни.
– Вторая, на вызов! Вторая! – диспетчера слышно во всех комнатах. Сегодня работает Татьяна Пащенко. 33 года жизни связывают женщину с отделением скорой помощи.
Не успели мы глазом моргнуть, как Елена и Наталья уже отправились на вызов. А мы перешли в кабинет диспетчера. Здесь установлено современное оборудование. Звонки из всех населенных пунктов района поступают в центральную диспетчерскую службу и фиксируются на компьютере. Разговор с абонентом автоматически записывается. на экране отображаются маршруты автомобилей скорой помощи. «Вторая» уже миновала ж/д переезд и через несколько минут будет в месте назначения.
– Татьяна, многие люди говорят, что диспетчер задает слишком много вопросов. Для чего?
– В скорой есть строгий алгоритм принятия звонка: диспетчер обязан узнать адрес предполагаемого выезда, затем выслушать жалобы и задать уточняющие вопросы. Главная задача оператора — принять решение о категории вызова.
Есть экстренные выезды – они связаны с опасностью для жизни пациента, другая категория — обострение хронических заболеваний, третья – поликлинические случаи. На неотложный вызов бригада направляется только после выполнения экстренных вызовов.
Разговоры закончились. У Татьяны новый вызов. На этот раз переадресован со службы 112.
– Боль в груди, одышка…
Татьяна четко формулирует вопросы, записывает ответы. Снова звучит: «Первая, на вызов!»
...Мы лишь на краткий миг заглянули за кулисы отделения скорой помощи, где каждый день разыгрываются непостановочные драмы, где каждый день медики совершают подвиг. Здесь у времени своя цена. Главное — успеть. Новый вызов — новая история, которая навсегда останется в памяти. Могу с уверенностью сказать, что эта тяжелая работа не лишает сострадания. А спокойствие и уравновешенность медиков люди напрасно путают с безразличием.