«Наше село находится под шквальным огнем военных. Со всех сторон летят снаряды. Поля горят. Силовики стреляют по жилым кварталам. Это гражданская война, которая уносит жизни людей с обеих сторон. Уже не шло речи о том, чтобы остаться и переждать, пока ситуация стабилизируется. Бежать! Спасаться, если не хотим погибнуть...», - страшные картины рисовали беженцы из Донецкой области Украины, прибывшие в Новопокровский район ночью 17 июня.
Мы сидим за деревянным столом на полевом стане одной из бригад хозяйства. Три семьи с детьми – односельчане. Из-за опасений расправы украинскими властями над их родственниками, оставшимися по другую сторону границы, фамилий не называем и не фотографируем.
- Родители остались там, рассчитывая на волю Божью, - говорят они. - А нас благословили и отправили в спасительный путь. Взяли с собой только документы да гривны. Бросили все – дома, хозяйство, огороды, на которых зреет урожай. На личных авто добрались до границы, а дальше – пешком. Российские пограничники вышли нам на встречу, без всяких вопросов приняли и указали направление, куда двигаться дальше. Казалось, в Куйбышевском районе Ростовской области собралось все наше село. Практически все покидают нажитые места и отправляются в неизведанный путь. Россияне нас тепло встречали и окружали поистине братской заботой. Городская власть оперативно решала организационные вопросы. Нам в кратчайшие сроки сообщили, что мы едем в Краснодарский край, где нас готовы принять.
Как семьи оказались в Новопокровском районе? На этот вопрос ответил руководитель одного из хозяйств, который оказал всяческую помощь украинцам:
- Товарищ-сослуживец позвонил и сказал, что в Ростовской области наплыв беженцев, будет еще больше. Поинтересовался, нет ли у меня возможности забрать несколько семей. «Если не слишком прихотливые, заберу, потому что первое время комфортные условия проживания не смогу обеспечить». Люди, оказавшиеся в страшной беде, были готовы на любой маломальский пригодный для жизни угол и полны решимости, после решения проблем юридического и административного характера – в оформлении статуса беженцев, вопросах медицинского обслуживания, трудоустроиться. Благодарен главе района Александру Николаевичу Сотникову, которому я сразу же позвонил и обрисовал ситуацию, за помощь.
- За нами прислали «Газель», - дополняют беженцы. - Сразу же наш спаситель (руководитель хозяйства – прим. автора) «утрамбовал» машину продуктами... Через несколько часов мы были на месте. Разместили нас в домике на полевом стане. У каждой семьи – по комнате. Несмотря на занятость, руководитель помогает с оформлением гражданства, других документов, обеспечивает продовольствием. Вчера ездили смотреть дома...
- Они нам не подходят, - сказал руководитель, имея в виду условия для проживания. - Потому что находятся в удручающем состоянии. Эти семьи объединило горе, они хотят жить вместе. И нам бы найти большой дом, в котором было бы не менее четырех комнат, и летняя кухня. Сниму дорого!
- Вы намерены остаться навсегда в России? Вдруг все нормализуется в Украине и... - осторожно интересуюсь у беженцев.
- Обратной дороги нет! Даже если вдруг наступит мир, не вернемся. Нас могут объявить какими-нибудь завербованными агентами. Вы же даже не представляете, что там творится! Строят фильтрационные лагеря. По дворам ходят с автоматами. И не поймешь, кто есть кто. За неподчинение грозит смертельная опасность. В нашем селе двоих парней-братьев расстреляли на глазах у отца.
- С родителями поддерживаете связь? Как же они там выживут?
- Отслеживаем информацию по Интернету и телевизору. Звоним нечасто: связь дорогая. У них хозяйство, огороды, в погребах имеются запасы. В селе какое-то время можно пропитаться, а в городе что люди делать будут – не известно. Автозаправки не работают, учителя, врачи покидают страну, в которой они боятся жить. Край трудяг превратился в горячую точку. Разговор ведется на одном языке – оружия. Бандеровцы вдруг стали героями... Фашисты так не поступали: свои города не бомбили и собственный народ не уничтожали...
- Какие впечатления от Новопокровского района?
- Нас трудно удивить кубанской природой: в Украине тоже уникальные места, а вот воздух здесь чище, насыщеннее кислородом и влажность повышенная. Станица красивая. Люди добрые, открытые, милосердные. Не родными мы в стране родной стали, а наши российские братья-славяне в беде не оставили.
Как сообщают СМИ, десятки тысяч жителей Донецкой и Луганской областей Украины ждут возможности покинуть свою страну. Новопокровчане уже принимают беженцев. Начат сбор гуманитарной помощи. Создан оперативный штаб (ст. Новопокровская, ул. Ленина, 133, каб. 20). Жители района могут предложить свою помощь или обратиться по интересующим вопросам по телефонам: 7-14-77 (штаб), 7-22-82, 7-12-01 (ОМВД).