Задача взрослых – родителей, педагогов – не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы всячески подготовить их к встрече с неожиданными различными опасностями в жизни. Поэтому в МДОУ «Детский сад № 6» ст. Новопокровской ведут систематическую работу по формированию у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
На протяжении последних шести лет воспитатель детсада Ирина Борисовна Махонина использует программу «Безопасность», разработанную Н.Н. Авдеевой, О.П. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Она направлена на то, чтобы у детей сформировать чувство осторожности, привить знания об основах безопасности, бережного отношения к природе, укрепить здоровье, развить познавательную активность.
Спички детям – не игрушка!
Согласно статистике ежегодно каждый пятый пожар в Краснодарском крае происходит по вине детей из-за шалости с огнем. Поэтому в МДОУ № 6 большое внимание уделяют ознакомлению ребят с правилами пожарной безопасности. Преподавание основ ведется в игровой форме, а закрепление материала – с помощью викторин, тематических игр.
«Куда, скажите, позвонить, чтоб о пожаре сообщить?» - обязательно спросят у дошкольников, а они хором ответят: «По телефону 01!».
Ну и, конечно, дети очень любят разгадывать загадки. «Оставит страшные следы, что встретит, – пожирает. Но, если дать ему воды, сам мигом погибает!» (И дошкольники знают, что этот страшный «зверь» – огонь). От ребят можно услышать много поговорок. Например, что спички детям – не игрушка. Это они хорошо усвоили на занятиях.
- Начинаем обучение детей основам пожарной безопасности с младшего возраста, - рассказывает Ирина Борисовна. - У ребят вырабатываем серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастут в устойчивые привычки. Мы формируем у дошкольников систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений. По мере роста и развития ребенка его знания будут пополняться соответствующими сведениями в этом направлении.
В процессе занятий используем макеты, игрушки, имитирующие пожарную тематику. К их изготовлению зачастую привлекаем самих воспитанников.
Для шестилетних детей используем сложные игры, которые носят обучающий характер.
{mospagebreak title=Добрая дорога}
Добрая дорога
С каждым годом увеличивается плотность автомобильного потока на дорогах района. И для того чтобы сохранить жизнь и здоровье детей, в МДОУ осваивают с ними элементарные правила дорожного движения. В работе используют целевые прогулки, знакомство с дорожной разметкой, сигналами светофора. Для усвоения закрепления у детей знаний ПДД на территории дошкольного учреждения оборудован макет улицы с дорожными знаками, светофором. И ребята учатся безопасно ходить.
Воспитатели работают в тесном сотрудничестве с работниками отдела ГИБДД ОВД Новопокровского района. Совместно с начальником отдела А.П. Головко на основе программы разработан тематический план с использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
- Цель всех запланированных мероприятий – формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Мы постарались создать все условия для сознательного изучения ребятами правил дорожного движения, развития умения ориентироваться в различной обстановке, - говорит И.Б. Махонина. - Главная задача – воспитать в детях грамотных пешеходов.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Первый этап – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения. Второй – расширение первоначальных детских восприятий, накопление новых знаний о ПДД, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД. Третий – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Большое значение в работе с детьми старшей подгруппы играет организация экскурсий. В таком возрасте также эффективными являются практические игры – тренинги для ребят с целью овладения практическими знаниями и умениями.
- В ходе экскурсии мы рассказываем детям о правилах безопасного поведения на улице, учим различать виды наземного транспорта, - рассказывает Ирина Борисовна. - Предлагаем им пройти по тротуару, придерживаясь правой стороны. Ребята наблюдают за движением машин и работой водителей.
К моменту поступления в школу дети хорошо ориентируются в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагируют на них, знают основные правила для пешеходов и пассажиров.
{mospagebreak title=Путешествие в Страну здоровья}
«Путешествие в Страну здоровья»
В программе «Безопасность» предусмотрен раздел по выработке у детей желания вести здоровый образ жизни.
Воспитанники МДОУ № 6 осуществляют «Путешествие в Страну здоровья». На мероприятие приходит Мойдодыр и рассказывает, как нужно ухаживать за собой. Айболит учит детей, как беречь глазки, ушки, зубки.
«Жизнь – это движение» – такое веселое, азартное мероприятие побуждает ребят к двигательной активности. Дети знают, что такой вид отдыха в часы досуга приносит больше пользы здоровью, чем времяпрепровождение у компьютера или телевизора.
{mospagebreak title=Необычная азбука}
Необычная азбука
Ребят учат основам противопожарной безопасности, быть внимательными и осторожными на дороге. И не только... В программе заложены и другие важные моменты, ведь опасность дошкольников может подстерегать на каждом углу.
На занятиях воспитатели учат ребят правильно пользоваться и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами (ножницы, нож, иголка), при встрече с незнакомыми животными (нельзя гладить, брать в руки), при купании в водоемах, предупреждают о свойствах ядовитых растений, дают представление об опасности приема лекарственных средств, игр с аэрозольными баллончиками и другими взрывоопасными веществами и предметами.
У дошкольников есть своя азбука... безопасности. Каждая буква – это своего рода предупреждение, правила поведения. Вот некоторые из них: А – автомашины – главная опасность на дороге; З – заметив бесхозную сумку, коробку, не проверяй содержимое, а обратись к взрослым; Н – не вступай в разговор с незнакомыми людьми; С – светофор – лучший друг для пешехода и так далее.
{mospagebreak title=В сотрудничестве с родителями}
В сотрудничестве с родителями
В МДОУ ведут папку «Безопасность», в которой собраны отчеты по реализации программы. Здесь имеются и детские конкурсные рисунки по темам: «Машины на нашей улице», «Чистота – залог здоровья», «По произведению С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Таким образом происходит усвоение и закрепление материала.
- В своей работе мы используем наглядную агитацию, - делится И.Б. Махонина. - У нас есть специальные брошюры на разные темы. Дошкольное учреждение выписывает газету «Добрая дорога детства». В ней много полезной информации, а также печатают настольные игры, которые затем осваивают ребята, – например, «Юным водителям», «Один на улице, или Безопасная прогулка».
Организуя образовательный процесс с детьми, педагоги всегда помнят, что успехов можно добиться только в сотрудничестве с их родителями.
Для мам и пап они проводят консультации, беседы, собрания, занятия-практикумы. Для них выпускают стенгазеты, организуют выставки литературы.
Как итог всей работы по программе «Безопасность» – отсутствие случаев травматизма воспитанников детсада за последние пять лет.
Фото А. Толстых.