У детского сада № 21, который расположен в поселке Новопокровском, не совсем обычная история. Он имеет две даты рождения. Изначально детсад «Ромашка» был построен в 1973 году по типовому проекту. Дошкольное учреждение рассчитано на 105 мест. Его посещали дети из поселков Заречного, Животновод, Степного, Мирного, Восход и Новопокровского.
К счастью, долго это не продлилось. В феврале 2000-го по инициативе районного отдела образования дошкольное учреждение было передано на баланс Покровской сельской администрации. И в День защиты детей в 2002 году детский сад «Ромашка» «пустил новые росточки».
{mospagebreak title=В тени сосен и берез}
В тени сосен и берез
Детсад № 21 отличается от многих образовательных учреждений района тем, что расположен в тихом и живописном месте. Двухэтажное здание окружают огромные сосны, березы, платаны, катальпы. На территории есть импровизированное декоративное озеро с лебедями, повсюду ухоженные газоны и клумбы. Райский уголок! Только детские игровые площадки говорят о том, что здесь обитают дошкольники.
Наше знакомство с учреждением началось в уголке леса. У ребят шло очередное познавательное занятие. Старший воспитатель Галина Сергеевна Денисова вела малышей по экологической тропе и рассказывала о том, что надо беречь и охранять природу родного края.
Тропа сделана с учетом определенных условий. Она ориентирована на поисково-познавательную, трудовую и художественную деятельность детей.
Ребята пригласили нас на экскурсию. В своем уголке леса они знакомят с редкими растениями, предлагают посетить огород, молодой фруктовый сад. Кругом указатели и информационные таблички: они сообщают о том, что нельзя мусорить в лесу, рвать растения, собирать грибы, истреблять насекомых. Но главное, о чем поспешили сообщить наблюдательные дошкольники, это то, что каждую зиму в их маленький лесок прилетают зимовать филины.
{mospagebreak title=Наблюдая, учимся}
Наблюдая, учимся
Основное направление деятельности дошкольного учреждения – экологическое воспитание детей. Заведующая детским садом Тамара Михайловна Зубкова рассказывает, что непосредственное общение ребенка с живой природой позволяет не только укрепить его психическое и физическое здоровье, но и сформировать у дошкольников умение проявлять интерес ко всему новому, оценивать состояние окружающей среды, доводить начатое дело до конца и многое другое.
Программу экологического воспитания, охватывающую все возрастные группы, разрабатывала воспитатель Татьяна Александровна Ляшева. Даже самые маленькие воспитанники уже умеют наблюдать за природой и сезонными явлениями.
Т.М. Зубкова отмечает, что детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому перед педагогами встает задача – сформировать у дошкольников основы культуры рационального природопользования. В связи с этим экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни, на занятиях. И в реализации этих задач большое значение имеет природное окружение в дошкольном учреждении.
Стоит отметить, что в каждой группе созданы уголки природы. Это дает возможность постоянного непосредственного общения детей с природой. Ребята могут систематически наблюдать за природными явлениями и объектами. Одновременно это приобщает детей к регулярному труду.
Для того чтобы занятия по экологии проводились круглогодично, в детском саду № 21 был создан свой зимний сад. Здесь всегда царит приятная атмосфера. Ребята любят бывать в этой комнате. Они с удовольствием ухаживают за растениями, черепахами и рыбками.
Кроме того, этот уголок природы ежедневно в 10 часов превращается в фитобар. Все воспитанники встречаются за столиками и пьют натуральные соки, едят вкусные кубанские фрукты.
Экологическое направление присутствует практически во всех элементах обучения и воспитания. Даже в своем кукольном театре ребята с опытными педагогами ставят постановки, в которых рассказывают о природе родного края, о том, как ее надо беречь и сохранять.
{mospagebreak title=Педагог-родитель-дошкольник}
Педагог-родитель-дошкольник
Немаловажное значение в экологическом воспитании имеет положительный пример в поведении взрослых. В связи с этим воспитатели МДОУ № 21 не только учитывают это сами, но и большое внимание придают работе с родителями. «Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания», - говорит заведующая дошкольным учреждением.
По ее мнению, мамы и папы должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Сложно объяснять дошкольникам, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, воспитатели проводят и работу с родителями.
Каждый из них знаком с работой дошкольного учреждения по экологии. Родители охотно участвуют в различных мероприятиях, например, таких, как закладка сада, экскурсия к местному водоему или в парк и так далее. С большим интересом родители участвуют в соревнованиях, выставках поделок из природного материала.
Тамара Михайловна отмечает положительный эффект от подобного взаимодействия. К примеру, видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Но самое главное то, что все вместе – воспитатели и родители – помогают ребенку научиться дружить с природой, дают малышу понять, что природа – это и здоровье, и жизнь, без которых все остальное ничего не значит.