Как часто приходится слышать, что молодежь нынче не та, что не хочет она работать, и, если случится военный конфликт, Родину некому будет защищать, что многие отлынивают от службы в армии.
Кто же виноват в том, что все эти высказывания имеют место быть? Анархичные перестроечные годы, когда несколько поколений молодежи было упущено? Может быть... Но настало время воспитывать патриотов своей страны. И первым звеном, выполняющим эту нелегкую, но важную работу, являются дошкольные образовательные учреждения.
{mospagebreak title=Так жили наши предки}
Так жили наши предки
Любовь к родному дому, земле и краю, гордость за исторические подвиги своего народа – все это включает в себя понятие «патриотизм».
В МДОУ № 16, где на сегодняшний момент воспитывают 33 ребенка, к этой работе относятся очень серьезно. Старший воспитатель Т.Ф. Ткаченко в работе со своими воспитанниками старшей и подготовительной групп использует «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Татьяна Федоровна – профессионал в своем деле, за ее плечами 26 лет педагогической работы.
На протяжении последних двух лет главным направлением в ее деятельности является кубановедение по теме «Жизнь и быт казаков». Это не случайно, потому что воспитатель считает, что предметы, окружающие детей, должны носить национальный характер. Для этого в ходе воспитательного процесса Т.Ф. Ткаченко использует экскурсии детей в мини-музей старинной казачьей хаты, созданный на базе детского сада. В маленькой комнатке уместились все необходимые атрибуты быта казака. В углу хаты, как и положено, – икона Божьей Матери и лампадка. А еще есть кровать, застеленная домотканным, расшитым умелыми руками кубанских мастериц, покрывалом, на которую водружены многочисленные подушки. Можно увидеть импровизированную печку с кухонной посудой, прялку, колыбель и настоящий старинный сундук. В углу уютно расположились ухват и рубель.
Данные предметы, как правило, не обладают уникальностью и неповторимостью, но именно эти незаменимые в прошлой жизни каждой семьи вещи лучше всего могут показать реальный быт людей, живших сто, двести или триста лет назад.
На своих занятиях, которые непременно проходят в игровой форме, Татьяна Федоровна использует и национальные одежды казаков, и государственную символику. Для подготовки к беседам педагог читает множество разной специализированной литературы.
{mospagebreak title=Сказки, песенки, потешки}
Сказки, песенки, потешки
В кубанском фольклоре четко отражены черты характера казаков и присущие ему нравственные ценности: любовь к земле отцов, малой родине, товарищам, животным. На занятиях ребята узнают о таких понятиях, как доброта, правда, храбрость, трудолюбие, верность, – общечеловеческих ценностях.
Особенно нравятся детям потешки и кубанские колыбельные песни. Эти народные произведения не только сочетают в себе слово, музыкальный ритм, напевность, еще они выражают заботу, нежность, уверенность в любви родных.
А в пословицах и поговорках метко подмечены и высмеиваются недостатки и воспеваются положительные качества, что учит воспитанников различать такие понятия, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо».
В песнях и сказках, старательно подобранных воспитателем для занятий, особое место занимают рассказы о подвигах казаков, верности родине и товарищам, об умелых, трудолюбивых руках кубанцев. На этих примерах ребятам прививают уважительное отношение к истории родного края и труду старших поколений.
Для лучшего усвоения детьми материала используют кукольный театр, демонстрации старинной хозяйственной и кухонной утвари. А музыкальные занятия проходят неизменно в национальных костюмах, с любовью пошитых как воспитателями, так и родителями воспитанников.
Не менее широко используют педагоги в образовательно-воспитательном процессе и кубанские развивающие игры.
{mospagebreak title=Раз ромашка, два ромашка...}
Раз ромашка, два ромашка...
Одним из важнейших направлений в деле воспитания педагогов – ознакомление детей с народной декоративной росписью и природой малой родины.
В дошкольном учреждении имеется изостудия, где с детьми проводят занятия по рисованию, лепке, путешествия в мир народного искусства. Именно на них они знакомятся с народной декоративной росписью. Здесь же расположены столы с замечательными предметами быта, расписанными под хохлому и гжель. В изостудии дошкольники, прослушав беседы об особенностях той или иной росписи, и сами пробуют свои силы в творчестве.
Природа станицы, края, России – неотъемлемая часть воспитания чувства патриотизма. Поэтому для ребят очень часто устраивают экскурсии в самые живописные и интересные места. И там в деталях рассматривают красоту осенних листьев, слушают пение птиц, наблюдают за течением реки, разноцветьем полевых цветов. Так педагоги воспитывают в детях любовь к каждому объекту природы.
{mospagebreak title=Связующее звено}
Связующее звено
Конечно, формирование патриотических чувств у детей невозможно без участия членов семьи, потому что родители для каждого ребенка являются каждодневным примером. Именно мамы и папы, бабушки и дедушки своим трудом, отношением к соседям и просто людям каждым днем своей жизни доказывают нужность и важность каждого в обществе.
Чтобы помочь родителям правильно вести общение с ребенком, Татьяна Федоровна проводит родительские консультации на определенную тему. Особенно ценными в этом отношении являются совместные праздники и экскурсии.
Фото А. Толстых.