У каждого человека есть свой образ детского сада. Для одних это связано с любимым воспитателем, для других — множеством игрушек, для третьих — с веселыми и озорными друзьями. Но несмотря на разные воспоминания, у садика есть одно общее — это всегда добрая сказка из детства, которую создают многие педагоги и работники дошкольных учреждений. Среди них немаловажную роль играют музыкальные руководители.
В МДОУ № 42 с 1993 года музыкальным руководителем работает Ирина Николаевна Кирьякова. В свою профессию она пришла еще раньше – в 1987 году после окончания культурно-просветительного училища.
- Тогда я даже не предполагала, - рассказывает Ирина Николаевна, - что эта работа принесет мне столько удовольствия и радости, а вместе с ними немало и трудностей.
{mospagebreak title=Трудолюбивая пчелка}
Трудолюбивая пчелка
Говоря о работе музыкального руководителя, Ирина Николаевна сравнивает ее с трудолюбивой и неутомимой пчелкой, которая для того, чтобы собрать мед, без устали летает от одного цветка к другому. Так и музыкальный руководитель постоянно хлопочет, переживает, сочиняет песни, сценарии, репетирует с ребятами... Вообще, это всеобъемлющая профессия. Она требует от педагога умения владения музыкальными инструментами, обладания организаторскими способностями. Кроме того, музыкальный руководитель должен научить детей понимать и ценить музыку, красиво двигаться, петь, выражать свои эмоции и отыскивать их в музыкальных произведениях.
- Несмотря на то, что много лет проработала в детском саду, по сей день каждое утро иду к малышам как на праздник, - говорит Ирина Николаевна. - Я всегда знаю, что меня здесь ждут дети, они мне всегда рады. Я очень люблю свое дело и считаю, что музыкальный руководитель – не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством.
{mospagebreak title=Музыка их связала}
Музыка их связала
Еще будучи ребенком, Ирина Николаевна обожала слушать, как поет и играет на баяне ее дедушка Тимофей Трофимович. Но он научил ее не только слушать, но и чувствовать музыку.
Когда Ирина подросла, поступила в музыкальную школу, где обучалась по классу баяна, потом было музыкальное училище, а потом и работа, неразрывно связанная с музыкой. Так дедушка, открывая удивительный мир звуков, повлиял на выбор будущей профессии своей внучки.
К сожалению, никто из семьи Кирьяковых больше не пошел по стопам Ирины Николаевны. Однако она гордится тем, что многие ее воспитанники после окончания детского сада поступают в музыкальную школу, посещают танцы. Значит, музыкальные занятия в дошкольном учреждении не прошли даром, значит, загадочный и таинственный мир музыки привлек еще десятки маленьких почемучек и, может быть, тоже сыграет роль в выборе чьей-то профессии.
{mospagebreak title=Ответственная роль}
Ответственная роль
Ирина Николаевна говорит, что люди ее профессии играют важную и ответственную роль в формировании личности маленького человека, воспитывают чувства ребенка, развивают его эмоции и воображение. И с этим вряд ли поспоришь.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. А достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания дошкольников в детском саду.
- Вы не представляете, какое счастье испытывает педагог, когда видит восторженные глаза детей во время занятий, - говорит Ирина Николаевна. - Мир музыки прекрасен. И именно его я стараюсь открыть каждому воспитаннику, впустить в их сердца и души волшебные звуки, разнообразить и обогатить кругозор, научить петь и танцевать.
{mospagebreak title=Праздник каждый день}
Каждый день – как праздник
В словах музыкального руководителя мы убедились и сами во время очередного занятия, которое И.Н. Кирьякова проводила с ребятами из подготовительной группы.
Действительно, музыка имеет волшебную и чарующую власть даже над непоседами. При первых звуках фортепиано в зале воцарилась полная тишина. Спустя несколько секунд, голоса ребят сливаются в веселую детскую песенку: «От улыбки хмурый день светлей...».
Позже ребята демонстрируют нам свой танец, в котором галантные кавалеры приглашают маленьких дам. Потом сцена меняется, и под веселую музыку девочки уже репетируют новый танец с зонтиками...
Все это сопровождается всплеском положительных эмоций, малыши переполнены ощущениями радости, восхищения и изумления. Музыка буквально управляет их настроением.
Время занятий пролетело незаметно. Покидая зал, каждый ребенок старался подойти к Ирине Николаевне и спросить: «А завтра нам приходить?», «А можно мы еще тут побудем?», «А давайте споем новую песенку?»...
Фото А. Толстых.