На часах — начало восьмого утра. Кто-то еще сладко потягивается в постели, кто-то варит ароматный кофе, а кто-то уже стоит в ожидании у закрытых дверей поликлиники. Ровно в 7.30 очередь «перетекает» к окошку регистратуры. И этот «хвост» не убавится до конца рабочего дня. Регистратор терпеливо обслужит. Она выслушает каждого, запишет на прием к врачу, ответит на сотню вопросов. А потом кто-то обязательно бросит фразу: «Вечно у вас тут очереди. Работать научитесь!».
Так откуда растет «хвост»? Постараемся это выяснить. Отправляемся с утра в районную поликлинику. Поход к врачам, как известно, начинается с регистратуры. В половине девятого здесь уже не протолкнуться. Среди пациентов много пожилых людей. Стоят молча, терпеливо дожидаясь своей очереди. Пытаюсь их разговорить.
- Давно стоите? - спрашиваю бабушку.
- Да нет, минут 15. Очередь быстро двигается. Занимать будете? - интересуется она у меня.
Тут подходит девушка в белом халате. Медработник обращается к очереди и призывает всех, кто желает записаться на прием к врачу, подойти к инфомату. Его установили в поликлинике именно для того, чтобы сократить очереди в регистратуру и упростить процедуру записи на прием к специалистам. Но почему-то популярностью этот аппарат не пользуется. Каждого пациента, особенно старшего возраста, надо взять, в прямом смысле слова, за руку и подвести к инфомату, который выдает талоны.
Поэтому делаем первый вывод: причина очереди в регистратуре — нежелание пациентов пользоваться современными способами записи на прием к врачу. Кстати, есть еще возможность попасть к специалисту, минуя очередь в регистратуру, — через запись по Интернету. Но этой услугой пользуются в основном молодые люди.
Идем дальше. Вместе с моей знакомой бабушкой из очереди отправляемся на прием к терапевту. Талончик у нее «выбит» под номером 12. Это значит, что попадет она к доктору ближе к обеду. Интересуюсь у пожилого человека, зачем она сейчас идет к врачу, если придется попусту просидеть пару часов возле кабинета.
- Зато пообщаюсь с людьми, - отвечает она. - Здесь столько знакомых можно встретить!
Сначала ее ответ вызвал удивление. Но как только мы «пристроились» к очередному «хвосту», стала понятна и вторая причина возникновения очередей. Найдя свой круг общения, люди делятся наболевшим. В очереди можно узнать, кто чем болеет, кого и как лечат, послушать отзывы о докторах. Создают очередь и те, кто приехал с периферии. В райцентр автобус ходит только с утра, поэтому им просто некуда деваться, и они смиренно ожидают по нескольку часов у кабинетов своей очереди.
Возмущаются работающие граждане. Они сетуют на то, что врач «долго возится» с каждым пациентом, что слишком много людей идет без очереди. Хотя сами, попав к специалисту, требуют уделить им побольше внимания.
- Мы стараемся помочь каждому пациенту, кто пришел на прием к врачу, - рассказывает заведующая поликлиникой Вера Алексеевна Овчаренко. - Но и люди должны понимать, что врач – тоже человек. За день он принимает более 25 пациентов, плюс обслуживает неотложные вызовы, посещает на дому хронических лежачих больных. Кроме того, за отведенные стандартами 15 минут приема терапевт должен не только поговорить с пациентом, поставить диагноз и сделать назначения. В обязанности врача входят и выписка льготных рецептов, и заполнение различных бланков, карточек пациентов, и многое другое. Нагрузка на специалистов большая. К тому же укомплектованность кадрами составляет 50 процентов.
Поговорив с заведующей, мы снова делаем вывод: нехватка кадров и большая нагрузка на специалистов – третья причина возникновения очередей.
Не забываем и о жалобе «идут вне очереди». К сожалению, этот факт действительно имеет место. Всегда находятся люди, которых принимают без очереди, что вызывает негодование остальных. Но надо отметить, что внеочередники имеют на это полное право. Законами установлены определенные льготные категории граждан. Среди них — ветераны и инвалиды боевых действий, беременные, чернобыльцы, медработники, пациенты с высокой температурой и острой болью и т. д. Поэтому, как бы ни хотелось вам оказаться в кабинете побыстрее, этих людей нужно пропустить.
Остальные же пациенты имеют абсолютно такие же права, как и у вас. Значит, только вы решаете пропускать тех, кому «только спросить», «только подписать», или нет.
Отсюда следует, что очередь для тех, кто вне очереди, – еще одна причина длинного «хвоста».
На наш взгляд, этого вполне достаточно для того, чтобы понять: вины медицинских работников в длинных очередях нет. Поэтому пациенту, собравшемуся в районную поликлинику, необходимо просто запастись терпением, приходить к назначенному в талоне времени, который, напомним, можно получить через Интернет, инфомат или по предварительной записи на прием по телефону в регистратуре.